Эта статья, пожалуй, самое сложное из того, что мне приходилось писать за всю свою жизнь, ведь всегда труднее всего выражать то, что затрагивает сокровенные частицы души и провоцирует на глубокие дискуссии. Я ставила себе четкую цель: написать обоснованную статью о Хэллоуине, о его уродстве и чужеродности. Объяснить почему из тыквы лучше сварить кашу или вкусный крем-суп для всей семьи, а страшные костюмы оставить на полках магазина. Но потом поняла, что это часть поп-культуры и имеет место в крупных торговых залах, кафе, кофейнях для придания осени ярких красок даже в серых бетонных городах. Это так же ярко и бессмысленно, как гирлянды на новый год или красное плюшевое сердечко на праздник Дня святого Валентина. Оно имеет место быть. Но стоит ли его тащить в дом? В семью? Решать вам, но прежде всего предлагаю вам рассмотреть этот праздник со стороны подлинности и исторического значения.
Что такое Хэллоуин? Кто-то тут же ответит, что это кельтский Самайн, даже приведет примеры жертвоприношения и будет неправ.
Кельтский праздник Самайн похож на древнеславянский праздник «Діди», сейчас его часто называют Велесовой ночью, хотя этому понятию еще меньше, чем традициям Хэллоуина. Прежде всего Самайн был обычным сельскохозяйственным праздником, приуроченным к окончательному сбору урожая. Именно в конце октября друиды призывали духов умерших, чтобы угостить вкусными угощениями. Именно с той древности и пошла традиция угощения незнакомцев, но тогда это называлось «пирожок за молитву». Также после этого дня нельзя было сносить зерно в амбар, что опять же было мистически обосновано, хотя и имело в основе практические наблюдения, об опасности такого зерна из-за развития патогенных микроорганизмов, в частности сажки.
Так что с Самайном разобрались. Так почему же мы имеем кучу устрашающих легенд и жутких традиций, связанных именно с этим днем. Все просто: историю пишет победитель и, соответственно, постепенно искажает факты. Сначала, когда на берегах Британских островов появилась новая религия, то она в попытке вытеснить язычество немного переврала факты. Окончательно испортило реноме Самайна развитие сферы развлечений.
Теперь о нашем родном. То, что должно было передаваться из поколения в поколение и впитываться с молоком матери. Наши родные и близкие осенние праздники. Да, конечно, сейчас есть попытки восстановить и заинтересовать молодежь хотя бы громкими названиями, такими как Велесовая ночь. Но на самом деле это понятие появилось лет пять назад и подменило старое название «Діди». Следовательно, праздновать наши предки начинали с середины сентября и, конечно, большинство празднований носили обрядовое значение. Именно в это время проходили сватовства, молодые девушки несли домой «свадебные» свечи, под свет которых и должны готовить приданое долгими зимними вечерами.
В каждом селе один из вечеров, чаще всего первый, отводился на всеобщее празднование, отдельно собирались мужчины поселения, для обсуждения и подведения итогов сельскохозяйственного сезона, отдельно женщины — они пели песни и готовили угощение, главным украшением которого должен стать каравай. Далее собирался весь народ и жрец должен был спрятаться за каравай и только если это удавалось, год считался удачным и зима ожидалась сытой и теплой.
Следующие дни посвящались Матери-земле, уже нельзя было копать, а только проводить обрядовые мероприятия. Тогда же и начинался цикл вечерниц с обязательными гаданиями. Одним из важных этапов празднования было чествование предков. Наши предки готовили лучшие блюда и обязательно пекли блины, как символ солнца. Также в этот день не принято было отправляться в путь, ведь каждая тропинка поведет не туда. Вместо этого рекомендовалось провести вечер в семейном кругу, сны в эту ночь были пророческими. Считалось, что все души умерших родственников подсказывают своим потомкам.
Почему же такие замечательные традиции остались в прошлом? Почему мы забыли собственные традиции и позаимствовали чужие? По моему скромному мнению, это навязанный комплекс неполноценности. Веками тем или иным образом наше родное уничтожали, сначала насаждением религии, когда нас заставили забыть Род, в угоду выгодным связям с Византийской империей, позже, когда порабощали веками, называя малороссами.
Жизнь ставит перед нами выбор. Полностью отвергнуть родные обряды, ассимилировать с другими странами, стать просто частью или оставить подлинность. Мы с гордостью одеваем вышиванки, покупаем венки и поем «Червону калину», но с радостью отвергаем собственные обычаи в угоду ярким целлюлозным праздникам. У нас есть возможность вернуть себе личность, не придумать новую, а именно сознательно шаг за шагом восстановить утраченное. По крохам собрать любовь к собственной земле и уважение к себе. Предлагаю оставить яркие, но заимствованные атрибуты тем, кто их придумал.
Максименко Светлана,
консультант
Клуба Органического Земледелия,
г.Прилуки