«Этот Днепр был чистым, вода такая, как посмотришь на три метра, все видно, какая рыба, где на дне было лежит, все видно – такая вода была чистая, течение было сильно такое. А потом как весной это как разольется и вся вода выходила из реки, и это плавню заливало. А мы, это лодки у нас, и это на лодках едем как в сказке. Ряды деревьев, а под деревьями где есть острова, вот там звери сбились. Там зайцы, тамычкы еноты, лисицы…
Ну а было же интересно. Едем – дичи разной было полно, ну а лягушек, гадюк все кишело. В плавне раньше занимали огороды. Все как оно заливает, все разливается, заливает всю плавню. Вот ездим по лодкам, а потом вода сбывает и где ямки оставались. Значит, там все становится на свой город – река и там суша тогда становится, а где ямки были, там вот озера. И есть здоровые озера, есть меньше, там и в озерах рыбы полно. Так можно было пойти, небольшое озеро смутило и руками мы прям ловили. Такие лины, такие караси, щучки, вьюны, карпы. А уж туда дальше Днепр. Это здесь река через реку, каждый перейдет, можно было, а Днепр это уже был широченький – надо лодкой было ехать. Ну кто там, пацанами мы переплывали по Днепру. Глубина была.
Так там за Днепром было, как поедем, как вода уже сбудет на озера. Это ведь отец там собирается. Вот поедем на Горелую. Горелая это озеро есть такое. Ну, надо человек двенадцать. Это озеро здоровое. Да и меня возьмите. «Па, ну возьмите меня» – так хочется мне посмотреть что же там за озеро. Ну ладно – взяли. А оно что, озеро здоровое такое. И ряды лозы. Лоза такая кудрявая, роскошная. Вот ряд лозы, а затем метров через десять-двенадцать второй ряд, третий, четвертый. Четыре ряда, а с краю стоит ива такая здоровенная. Там втроем, может, ее не обнимешь. И то гром как ударил, и выгорела у нее вся середина, и так она дымила, и так вот осталась. Это Горелая – так прозвали это озеро.
А как село затопило, как эту ГЭС построили и пустили воду, так сразу лесорубов из Закарпатья нагнали сюда и это они пилили этот лес, плавню. А тогда что там все ветки мелкие жгли, а такое пилили и продавали. Лес хороший был, дорогой лес, ну куда-то подевали”.
Казацкий поселок Тарасовка был основан в 1740-х гг., в 1897 г. в селе проживало 2370 человек. После образования Каховского водохранилища вся территория огромной деревни подлежала затоплению, поэтому жителям предлагали переселяться выше на степные склоны. На фото Каховское водохранилище с остатками плавней возле села Вышетарасовка в 2011 году.
Воспоминания записаны от Изотова
Петра Алексеевича 1940 г.р. в с. Вышетарасовка Никопольського р-на во
время експедиции исторического факультета
Запорожского национального университета и Запорожского научного общества
им. Якова Новицкого в 2011 г
Сергей Звилинский