В органическом земледелии минеральные удобрения не применяются, а для питания растений используем органику. Казалось бы, все просто: привезли на участок достаточное количество перегноя – и все будет замечательно. не надо заниматься производством биогумуса с помощью калифорнийских червей, не надо делать компост и вообще можно облегчить себе жизнь. На самом деле не все так просто. Прочитав книгу Алекса Подолинского «биодинамическое земледелие», я нашла ответы на многие вопросы.
Растения могут поглощать только водорастворимые питательные вещества. В почве происходят различные процессы, которые меняются, но общая работа по превращению нерастворимых элементов в растворимые происходит постоянно.
Микробы и микроорганизмы превращают в доступную форму некоторые нерастворимые элементы. Микроорганизмы (в том числе вносимые Эм-препараты) и черви должны иметь в почве материал для своей работы – это остатки корней и другие органические продукты. микроорганизмы и черви нуждаются в процессе своей жизнедеятельности в кислороде, следовательно, необходимо поддерживать в почве его высокое содержание, а это возможно только в хорошо структурированной почве, которая создается с помощью корней (в том числе сидераты).
Если использовать минеральные удобрения, мы лишаем наших помощников питания, корни не растут в глубину, а распространяются по поверхности, где вносятся минеральные удобрения. По мере того как корневая система становится все более мелкой, она создает все меньше пустот в почве, исчезают дождевые черви, почва теряет свою структуру, «заплывает».
Корни растений тоже имеют свои особенности, т.к. процессы питания и поглощения воды не имеют полного совпадения, и совершенно разные типы корней вовлечены в эти действия. Питающие корни – это белые тонкие корни, а корни, поглощающие воду, – гораздо крупнее и более темные. Корни для воды напоминают водопроводную систему и функционируют отдельно от питающих корней.
Какая разница между растворимыми минеральными элементами, перегноем и биогумусом? В любом случае элементы питания там присутствуют, но надо учитывать коллоидную природу гумуса. Водорастворимые элементы в составе гумуса удерживаются в этом коллоидном веществе и не переходят в почвенный раствор. Почвенная вода представляет собой чистую воду, не содержащую растворенных питательных веществ, и поглощают ее совсем другие корни. Получается, что питание и водопоглощение разделены. Когда в почву вносят минеральные удобрения (особенно азот), они растворяются и переходят в почвенную воду, при этом что остается делать растению? Растение начинает поглощать питательные вещества в большом количестве через те корни, которые должны поглощать только воду. В результате растение напичкано азотом, и мы имеем нитраты и нитриты.
Что происходит при использовании сырого навоза-коровяка, птичьего помета, который мы используем для подкормки растений? Сырой навоз содержит большое количество водорастворимых элементов, которые растворяются в почвенной воде, а далее процесс такой же, как и с минеральными удобрениями. В результате растения хорошо растут, но избыточный рост, вызванный навозом, дает те же симптомы отравления нитратами. Даже если животный навоз подвергают компостированию, то надо делать такой компост, который будет содержать коллоидный гумус, чтобы растения имели возможность правильно питаться, а не иметь «избыточный вес» и быть пухлыми от азота, пусть даже полученного из навоза. В природе все организовано так, что растение имеет свободный выбор получения питания из гумуса, который содержит водорастворимые элементы, и не надо его кормить насильно. Мы не можем предугадать, какая пища требуется растению в какой-либо момент, поэтому питание должно быть естественным. Должен присутствовать запас питательных веществ в виде органического вещества, которое переходит в простую форму, образуя коллоиды гумуса.
Вот такое новое понимание о питании растений я получила и охотно поделилась со своими друзьями. Еще раз убедилась в том, что я выбрала правильный путь земледелия – это применение Эффективных микроорганизмов и производство биогумуса с помощью калифорнийских червей.
Татьяна Ивановна Калинина
Николаевский Клуб ОЗ.