Сковорода Григорий Савич входит, по версии Юнеско, в пять мудрецов мира – вместе с Сократом, Конфуцием, Спинозой и Махатмой Ганди. Их всех объединяет принцип: «жил как учил».
Ученик и первый биограф Михаил Ковалинский писал о своем учителе:
“Спал он не более четырех часов в сутки. Вставал очень рано, ел раз в день, без мяса и рыбы, был всегда весел, сильный, подвижный, всем довольный, ко всем добрый, всем готовый послужить. Уважал и любил добрых людей без разницы их состояния, наведывался к больным, развлекал грустных, делился последним с тем, кто ничего не имел”.
О родителях Сковороды Савву и Пелагею Ковалинский писал следующее:
«Родители его были из простонародья: отец — казак, мать — такого же рода». Они имели обычное мещанское состояние, но отличались в своем кругу честностью, правдивостью, гостеприимством, благочестием, миролюбивым соседством».
Естественно, они хорошо воспитали своего сына. Недаром со временем, говоря о воспитании детей, Сковорода будет настойчиво подчеркивать, что решающую роль в этом деле играют родители, потому что никто, кроме родителей, не может выполнить две главные заповеди: «хорошо родить» и «хорошо научить». Что значит «хорошо родить»? Во-первых, то, что будущие родители любят друг друга, что они чисты душой и физически здоровы. А во-вторых, они должны соблюдать несколько простых правил «доброго рождения».
Например, мать, носящая под сердцем ребенка, никогда не должна думать о плохом, чрезмерно волноваться и т.д. Родители остаются первыми и лучшими воспитателями ребенка и после его рождения. Когда отец, ссылаясь на крайнюю озабоченность, не уделяет малышу должного внимания, а сразу же отдает его под опеку наемных воспитателей, — это то же, что посадить на царский трон раба. Что же должны делать родители? Прежде всего – заботиться о здоровье малыша. Да-да, «здоровье, – говорит Сковорода, – следует беречь как зрачок глаза». Но, конечно, еще больше следует заботиться о нравственном здоровье, то есть воспитывать у ребенка благодарность. А что такое благодарность? Это умение воспринимать наш мир таким, какой он есть.
С детства Сковорода очень хорошо пел, любил инструментальную музыку. Сначала он играл на обычной свирели, вырезанной из веточки калины или орешника. Но понемногу малый Гриць так усовершенствовал свою свирель, что мог передавать на ней даже переливы голосов певчих птиц. А уже в зрелом возрасте Сковорода приятно и со вкусом играл на флейте, скрипке, бандуре, лире, гуслях. Словом, еще в детстве он удивительно тонко чувствовал то, о чем скажет впоследствии, когда станет взрослым: «Музыка – это большое лекарство в скорби, утешение в печали, забава в счастье».
Сковорода очень любил животных. Говорят, его непременным товарищем в путешествиях был верный пес. Но особенно наш философ любил птиц. Недаром он так часто и с таким теплом изображал их в своих произведениях. Здесь и горлицы, и дятлы, и жаворонки, и аисты, и соловьи… Даже правду-истину он изобразил в образе птицы.
***
Говорят, что мы, украинцы, живем сердцем. Сердце есть для нас источник нашей мудрости и глупости, доброты и злобности, желаний и надежд, фантазий и знаний. А еще — это то жилище, в котором живет сам Бог. По крайней мере, так полагал Григорий Сковорода, в чьих произведениях образ сердца погружается 1146 раз. Сердце для него — самое существо человека. Он трактовал его как таинственную Божью искру, которая есть в каждом из нас, и как мысль, и как бездонную душевную глубину, и как арену вечной борьбы добра и зла. Словом, «всяко есть то, чье сердце в нем».
Сковорода больше всего известен своей философией «сродного труда». Эта идея была мятежная и новаторская для его времени, ведь родители испокон веков считали, что знают лучше детей, какая профессия престижна и успешна. Философ настаивал: следует делать в жизни то, что доставляет человеку радость и счастье. «Совершенно мертвая человеческая душа, не прибегшая к своему естественному делу… Я непрестанно говорил это молодым, чтобы испытывали свою природу. Жаль, что родители не чеканят этого на сердце своим сыновьям. Отсюда и бывает, что военную роту ведет тот, кто должен сидеть в оркестре».
Во время учебы и путешествий философ выучил восемь иностранных языков: латынь, греческий, польский, немецкий, французский, итальянский, древнееврейский, а также знал венгерский. Он не просто мог общаться ими, но и писал произведения и письма.
Свою карьеру педагога философ Сковорода начал в 1753 в Переяславском коллегиуме, где преподавал поэтику. Он считал, что принуждение всегда отталкивает, а обучение должно быть самоохотным. Сковорода стремился к тому, чтобы ученики научились мыслить и анализировать.
У философа была собственная система оценки – вместо баллов он давал краткую характеристику:
• ученики, которые лучше знали материал, получали от Сковороды «зверек острый», «очень острый», «острый»;
• затем шли оценки «весьма толковый», «достаточно толковый», «толковый»;
• кто хуже всего знал материал, получал характеристику «туповатый», «тупой», «очень тупой» и «полная нелепость».
Бытовала легенда, будто сама Екатерина II, много слышавшая о Сковороде, через князя Потемкина передала ему приглашение на должность придворного философа. На это Сковорода, сидевший с флейтой на обочине дороги и пасший овцу хозяину, у которого в то время проживал, вроде бы ответил: Перескажите матушке царицы, что я не покину отчизны: мне свирель и овца дороже царского венца.
Однажды Екатерина II захотела встретиться с известным украинским философом лично. Он прибыл по ее приглашению во дворец. Когда царица вошла в приемный зал, все присутствующие поклонились, кроме Сковороды. На вопрос Екатерины, почему он не кланяется, ответил: «Не я хотел тебя видеть, а ты сама захотела на меня посмотреть. А как же ты меня разглядишь, когда я перед тобой вдвое согнусь».
статью подготовила редакция газеты