Птицы в моём саду

ptizaМой сад занимает большую часть участка, расположенного возле дома в Донецке. По площади это около 10 соток. Свой сад я начал высаживать в 1992 году после двух лет безуспешных усилий привести в порядок запущенный сад, доставшийся мне при покупке дома. Сейчас от того сада остались лишь два пятидесятилетних абрикоса. Остальные полсотни деревьев я высадил за последние 20 лет. Больше всего в моём саду яблонь: почти семьдесят сортов на 27 деревьях. Затем груши – двадцать два сорта на семи деревьях. Абрикосы, сливы, черешни, вишни, персики, нектарины. Есть и алыча, айва, шелковица, кизил, крупноплодный боярышник, грецкий орех. Из жарких стран в мой сад пришли: лимон, инжир, хурма и зизифус. Есть и декоративные растения: туя, можжевельники, сосны, гинкго билоба. При выборе культур и сортов стараюсь пользоваться принципом: «Мне не надо всего – достаточно самого лучшего». Для меня важно, чтобы деревья не требовали сложного ухода и соответствовали нашему климату.

Большинство деревьев в саду на среднерослых и слаборослых подвоях. Для удобства работ с ними я сформировал их высотой не более двух с половиной метров. Черешни высотой до четырёх метров. Выше четырёх метров только орех и старые абрикосы. Все недавние посадки только на карликовых и полукарликовых подвоях. Их рост до полутора метров.

Пора сказать долгожданную фразу: «Кстати, о птичках»! Птицы в саду жили ещё тогда, когда он не был моим. Мои дети находили гнёзда птиц на старых деревьях и в густом кустарнике. У нас гнездились синицы, горихвостки, мухоловки, трясогузки и, конечно же, воробьи. Всем этим птичьим семействам было уютно в запущенном саду. Сад очень напоминал лиственный лес. Кроны восьми- и даже двенадцатиметровых деревьев в верхней своей части сомкнулись. Плодов сад давал много, но большинство из них были поражены насекомыми и болезнями. Осенью в ветреную погоду выходить в сад было опасно, так как яблоки и груши, которые я не смог снять даже с помощью лестницы и плодосъёмника, могли настучать по голове.
Меня такое положение дел совершенно не устраивало. Поэтому я, начитавшись «умных» книг, с помощью бульдозера расчистил от мусора участок для молодого сада на прилегающем к дому пустыре, а в старом саду раскорчевал и выровнял место для огорода. Мест для гнездования птиц у меня практически не осталось. Сейчас, после окончания курсов пермакультурных дизайнеров, я бы сделал всё по-другому. А тогда у меня не было ни знаний, ни терпения, для того чтобы «ждать милостей от природы». Результатом таких моих «правильных» действий стало то, что молодой сад остался без «воздушного прикрытия». Вредители, численность которых птицы прежде удерживали в динамическом равновесии, размножились, а защитники улетели искать новые места для гнездовий. И началась «химическая война». Я, не в силах смотреть, как полчища насекомых обгладывают до черешков листья посаженных мной с любовью деревьев, взялся за опрыскиватель. Яды становились всё сильнее, а вспышки численности насекомых учащались. Всякие фосы, нитрафен и БИ-58 уничтожили последних моих союзников: златоглазок, божьих коровок, наездников, богомолов и пауков. Листовёртка, плодожорка, долгоносики, тля, щитовка, пилильщики, американская белая бабочка – кого только я не привлёк в свой сад монокультурными посадками и отсутствием естественных врагов. РАдости такая РАБота мне не приносила. Есть плоды, отбитые с помощью химии у насекомых и болезней, не хотелось. Угощать других было страшно. Даже почва в моём саду обиделась на хозяина. Урожаи клубники, малины и огородных культур ощутимо снизились. После тринадцати лет войны я понял, что победить в ней невозможно, признал своё поражение и сложил «химическое оружие».

Восстанавливать природное РАвновесие в своём саду я начал с привлечения птиц. Осенью сделал и развесил по саду пять искусственных дуплянок. Перестал прореживать кусты барбариса, в которых птицы любят спать в безопасности. Полностью отказался от любой химии, включая минеральные удобрения. Против вредителей сада использовал только Лепидоцид и Битоксибациллин – биопрепараты, разработанные ещё в СССР. Постепенно птицы и полезные насекомые вернулись в мой сад. За ними пришли и ящерицы с жабами. Когда я сделал небольшой водоёмчик в саду, в нём поселились лягушки. В первый год горихвостки и синицы заселили три дуплянки из пяти.
Пара синиц загнездилась в асбоцементном столбе забора, рядом с яблоней сорта Уманская зимняя. Вот тогда я первый раз увидел своими глазами РАботу моих союзников. От столба с гнездом до яблони синичкиным родителям было лёту меньше секунды. Я около часа наблюдал, как из трубы вверх вылетает и садится на яблоню одна синица. Через секунду после взлёта её место в гнезде занимает другая синица, с гусеницей в клюве. Раздаётся нетерпеливый галдёж птенцов: «Дай мне! Дай мне! Дай мне!» И через мгновение – взлёт. В этот момент другой родитель с гусеницей в клюве уже ждёт на ветке своей очереди на посадку. Эта карусель с периодом 3-5 секунд крутилась всё время, что я простоял с открытым ртом у дерева. В то лето они высидели, выкормили и «поставили на крыло» три выводка, и в каждом было не менее восьми птенцов! Представьте себе, сколько потомства должны были дать выпускники этого «лётного училища»! Но на следующий год вспышки численности синиц в моём саду не последовало, хотя все дуплянки были заняты. Позже я узнал, что суровые зимы уменьшают численность птиц в сотни раз. До весны доживают только сильнейшие или смелейшие.

Сейчас у меня перед окнами, на сливе, висит кормушка для птиц. Зимой мы всей семьёй следим, чтобы она не была пустой. Ведь каждый знает: мороз переносить легче сытым.
В этом году, с середины мая, у нас в Донбассе начала сильно досаждать листовёртка. Каждое утро на сливе я разворачивал 20-30 свежезавёрнутых листиков. Такая же картина была на яблонях и груше. Чуть меньше на вишне, черешне и абрикосе. У моих заказчиков листовёртка крутила листья даже у грецкого ореха! Я попробовал справиться с проблемой с помощью Актофита и Битоксибациллина. Полный провал. Гусенички прекрасно себя чувствовали в своих зелёных доспехах. Вспомнил, что избавиться от мелких гусениц мне раньше помогал Лепидоцид, но в продаже его я не нашёл. Что же делать? Опрыскивать свой сад химией не хотелось, но в голове возник закономерный вопрос: «Если перезимовало такое огромное количество бабочек вредителя, смогу ли я вручную сдержать атаку второго поколения листовёртки? А ведь в наших краях бывает ещё и третье!» Почти неделю в моей душе шла борьба, и в конце концов, я не устоял перед искушением. Запасся убийственным препаратом и решил обработать для начала мою любимую сливу сорта Киргизская превосходная. Меня не покидало чувство, что я готовлюсь сделать нечто постыдное, поэтому я проснулся раньше, чем обычно, для того, чтобы провести обработку без свидетелей. И вот, когда я уже разводил препарат, на сливе, намеченной мной для обработки, вдруг появилась стая из 5-7 синиц. Весело переговариваясь между собой, они за 2-3 минуты очистили мою любимицу от гусениц! Я воочию наблюдал выступление «группы высшего пилотажа». Птички одновременно делали одно и то же. Они подлетали к молодым приростам на концах веток с нижней стороны и, как колибри, зависали спинкой к земле. Одной лапой синицы держались за веточку, второй быстро разворачивали скрученные листья. Момент склёвывания гусеницы я ни разу глазом не смог зафиксировать. Наверно, его можно детально рассмотреть только при съёмке специальной камерой. Во время представления я стоял, как заворожённый, в пяти метрах от дерева. Это было настоящее Чудо! Когда «пилотажная группа» перелетела на следующее дерево, я подошёл к сливе. Качество работы синиц-виртуозов меня поразило. Все скрученные листья были пусты! За секунды пернатые асы решили проблему, которая отягощала мою Душу целую неделю. Мне осталось придумать: куда девать приготовленный раствор.

Позже, когда успокоился, пришло понимание того, что зрителем воздушного шоу я стал неслучайно. Высшие силы вынуждены были вмешаться для того, чтобы помешать мне совершить поступок, противоречащий моим убеждениям. А ещё мне кажется, что таким образом синички отблагодарили нашу семью за семечки и сало, которыми мы их подкармливали зимой. Ведь кормушка висит как раз на том дереве, которое я хотел обработать. Как бы там ни было, я очень благодарен птичкам за урок. Они мне наглядно показали, что, если ты не знаешь решения, это не значит, что его нет. Важно слышать не только то, что подсказывает тебе ум, но и то, о чём говорит совесть. Решения, противоречащие совести, – ложны!

В благодарность синичкам я изготовил и установил более двух десятков синичичников. Как изготовить и установить домики для птиц – тема весьма обширная. Её я коснусь в следующей статье. А здесь я хочу поблагодарить и других птиц, которые живут или прилетают в мой сад. Воробышков – за склёванные семена сорняков. Воронов – за посаженные орехи. Скворцов – за отражение нашествия бронзовки и несклёванную черешню. Соек, ворующих первые абрикосы, – за любопытство и красоту оперения. Горихвосток – за доверие. Спасибо вам, родные, простите, если кого пропустил!

С 9 по 14 августа 2013 года Пермакультурный союз Украины проведёт на моём участке семинар, посвящённый теории и практике пермакультуры. Если вы намерены строить свою жизнь по живым законам Природы, приезжайте, изучайте и пользуйтесь ими!

Феодор Рябинин
сертифицированный дизайнер пермакультуры,
член Клуба ОЗ, г. Донецк
тел. c 8.00 до 20.00: (050)675-87-34 и (067)620-87-34.
donetsk_oz@ukr.net

Поделиться информацией в соцсетях и мессенджерах:

Похожие статьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

В нашем магазине:

Прокрутить вверх

Вход на сайт