Вече — традиция управления общественными процессами

ВечеВече – это традиция управления общественными процессами, позволяющая равномерно рассредоточить власть между всеми участниками любого общественного проекта (прежде всего это касается реализации проектов Поселений Родовых Поместий). По нашим глубоким убеждениям, власть, сконцентрированная в одних руках или в руках небольшой группы людей, – противоестественное явление и, как следствие, несёт за собой огромный шлейф проблем. Лишая, при этом, людей своего естественного места на планете, лишая их права быть полноправными хозяевами жизни, оставляя им право выбора между угнетателями и угнетёнными. Мы глубоко убеждены, что наша природа далеко не в этом, и что именно отсюда и берутся большинство проблем, связанных с общественными отношениями. Взяв кормило своей жизни в свои руки, мы создаём предпосылки для роста ответственности, самосознания, осознанности, а это и есть основа для реальных изменений образа и качества жизни.

Есть за красивыми холмами, за живописными лугами, среди волшебных Кодр-Лесов счастливый мир Людей-Богов… Красиво, да? Но давайте на время отойдём от романтического ареола нашей потрясающей идеи Родового поместья и погрузимся в мир структур и концепций, в мир прагматизма и действий. Да, он не такой чарующий, как мир детства, чувств и эмоций, но он тоже обладает своей магией, и потом он позволяет существовать всему тому, что мы так любим, и хотя бы поэтому этот план нашего бытия тоже достоин внимания и углубленного изучения.

Этой статьёй мы хотим раскрыть образ традиции, с помощью которой реализуется проект «Поселение Родовых Поместий СЧАСТЛИВОЕ», где все общие решения принимаются полным единогласием. Речь пойдёт об опыте создания и функционирования традиции, позволяющей человеку, и, соответственно, его природе, взять власть над своей жизнью и адекватно взаимодействовать в обществе подобных себе людей. Сразу хочется отметить, что в стремлении обустроить общественные отношения таким образом, мы руководствовались логикой здравого смысла и несгибаемым намерением, и никаких претензий на историческую достоверность своими изысканиями не претендуем. Использование в своей лексике термина «ВЕЧЕ» обусловлено, с одной стороны — желанием подчеркнуть принципиальное отличие от собраний, конференций и других подобных мероприятий, а с другой стороны — отсутствием более абстрактного понятия, ещё менее привязанного к привычным стереотипам, но отвечающего сути явления.

Вполне возможно, что на разных этапах нашей истории Вече имело разнообразные формы, и они, возможно, в корне отличались от нашего подхода, однако мы достоверно можем утверждать лишь одно, но зато с полной убеждённостью: на этом этапе истории Вече вполне успешно функционирует в нашем поселении и действует уже много лет.

Итак, вся концепция руля нашей общности строится на алгоритме: ВСЕ ОБЩИЕ ВОПРОСЫ РЕШАЮТСЯ ПОЛНЫМ ЕДИНОГЛАСИЕМ.

Всё просто, но давайте определимся: что значит «общие вопросы»? Как определить – вопрос общий или нет? При всей своей видимой простоте, вопрос «насколько тема является общей», как оказалось, является основным. И при его качественном разрешении, то есть когда все, как один, считают его своим личным, вопрос можно считать почти решённым, и его реализация тоже, можно быть уверенными, пройдёт успешно. И наоборот – оставив этот вопрос без должного внимания достигнуть полного единогласия будет почти невозможно, а об успешной реализации решения, если таковое вообще будет, говорить, вероятно, не придётся.

Всё просто, скажет внимательный читатель, если вопрос не только лично мой, а в той же степени непосредственно касается коллектива, то, значит, он общий и, соответственно, решать его надо на Вече. Всё так, осталось только узнать, что об этом думают остальные. Ведь люди все разные, и это – наш основной потенциал. Подумать только, если бы Родовое поселение состояло из одних только предпринимателей, или, к примеру, художников, фермеров или мастеров, то печальная была бы картина. Согласитесь, она очень далека от желаемого образа Ведического поселения 21 века.

Очень хочется верить, что когда-то каждый человек сам будет и предпринимателем, и фермером, и мастером на все руки, и всем остальным тоже. Но реалии сегодняшнего дня иные, и для того, чтобы быть адекватным и иметь возможность двигаться в желаемом направлении, необходимо без сожалений принять их за исходные данные. Кстати говоря, сегодня весь потенциал для реализации задуманного сосредоточен именно в этих исходных данных. А каждая отдельная социальная группа и, соответственно, её представители двигаются по жизни, руководствуясь своими собственными мерилами возможностей, чувств, мыслей, морально-этических норм и т.д. Поэтому определять – является вопрос насущным и необходимым или нет, должен иметь возможность каждый за себя сам, без давления высоких моральных ценностей и авторитарных мнений.

Итак, делаем первый вывод: нет ничего однозначного до тех пор, пока в этом не сойдутся все участники Вече.

Правило №1: Любой вопрос переходит в стадию поиска путей по его реализации только в том случае, если каждый участник Вече считает его лично своим.

Но что же такое единогласие? По большому счёту, при выполнении условия первого правила, оно уже почти достигнуто. Осталось его только сформулировать, договориться о деталях, так как в главном уже сошлись.

Единогласие – это единое устремление, которое принимается каждым членом общества, как свои собственные мысли, и, соответственно, выполняется с полной самоотдачей, инициативой и ответственностью.

Образ, достигнутый таким способом, бывает двух типов.

В первом случае он предложен кем-то из присутствующих и всецело принят всеми, естественно, с дополнениями, уточнениями и т.д.

Во втором случае все предложенные мнения во время дискуссий никак не могут сойтись в единое.

Когда все аргументы высказаны, но они ничего не изменили, тогда обычно начинает нарастать напряжение, которое, в свою очередь, тоже может привести к двум результатам.

Первый – это когда происходит некий скачок, при котором находится решение качественно более высокого уровня, которое без соответствующей настройки было бы недоступно прежнему восприятию всех, кто принимал участие в обсуждении. Появляется новое понимание проблемы и путей её решения. Условно говоря, широтой своего диапазона это понимание шире всех прежде предложенных, и в котором все предыдущие мнения гармонично сосуществуют, не мешая, а даже помогая друг другу. Такое происходит довольно часто, а со временем становится обыденным явлением.

Бывает и иначе: вконец все измотались, а никакого решения общего так и не нашлось, тогда все сходятся во мнении, что надо вопрос отложить до поры, пока кто-то не отважится его вновь вынести на общий круг. У нас такое бывает крайне редко, но как дополнительный вариант это всегда приемлемо.

Десятки.

С каждым новым этапом в развитии поселения меняются и некоторые детали в структуре управления Вече. Концепция вече, о которой пойдёт речь далее, действует у нас в поселении и по сей день, но с одним важным дополнением.

Естественным образом некогда единый коллектив, управляющий поселением, разошёлся во мнениях и взглядах на пути развития поселения. Появилась группа людей во главе со своим лидером, которые дальнейшее развитие поселения видят совершенно иначе от предложенных ранее схем. Есть и такие участники поселения, которые не решились примкнуть ни к одной из существующих концепций развития. Тогда мы решили разделиться на группы. Такие ячейки в поселении можно условно назвать термином, которым пользовались в древности наши предки – «Десятки». Наша десятка, условно названная, – десятка реальных жителей поселения и администраторов сайта schastlivoe.com, так же как и раньше, пользуется всеми наработанными ранее принципами Вече и взаимодействует с другими десятками на тех же принципах. Познакомиться с нашей десяткой можно в разделе «Концепция» – «Презентация нашей десятки»

Ход Вече.

1) По заранее условленному времени мы собираемся в общем доме для принятия общих решений.

2) Начинается всё с песни, у нас для этого есть специальная, очень красивая песня-гимн. Начальные слова:

Вече собрало нас,
Отзвенят дожди тревог,
Настанет срок узнать итог и т.д.

Мы для этого адаптировали песню Гейнза и Данилова «Вечер большого дня», изменив в ней несколько строк. Получилось здорово.

Песня инициирует начало, после неё всё, что не касается хода Вече, абсолютно неуместно. К тому же это – настройка на мероприятие определённого формата, дух и инерция которого нарабатывается временем. Здесь можно отметить, что началом может служить не обязательно песня, может быть что-то другое, более подходящее темпераменту собравшихся, но какое-то определённое начало, мы считаем, совершенно необходимо.

3) После песни объявляются темы для обсуждений теми участниками, у которых они есть. Весь ряд предложенных тем конспектируется.

4) Когда все темы заявлены и больше предложений нет, переходим к дебатам по предложенным темам. Все решения тщательно формулируются и конспектируются. Тут же договариваемся о сроках, ответственным по реализации этих решений, об источниках финансирования, мере ответственности каждого и о других деталях (чаще всего они стандартные).

На мерах ответственности остановлюсь отдельно. Вся ответственность, взятая на себя на Вече, – обязательна, в случае невыполнения по халатности существует воздействие, которое выражается в штрафных платежах в общий бюджет, или в том, чтобы принести дрова из леса к общему дому, либо в отжиманиях, беге вокруг поселения – в общем, в чём угодно. Это происходит в виде игры, условия которой мы можем вместе менять так, как сами того захотим. А цель — заострить внимание, развить ответственность. Получается весело и эффективно.

5) Так как не всегда все могут присутствовать на Вече, да и, как оказалось, абсолютной необходимости в этом нет, то решения, принятые на Вече, публикуются и входят в силу спустя одну неделю. В течение этого времени каждый может с ними ознакомиться и, в случае несогласия, приостановить реализацию какого-то решения. В этом случае человек должен быть на следующем Вечевом собрании и, проинформировав о своей позиции, вынести тему к повторным дебатам. Либо, в особых случаях, командировках, отъездах и т.д. позвонить и договориться с кем-то, кто это сделает за него, но в этом случае чётко обозначить дату, когда эта тема окончательно будет решена с его присутствием. Приостановить, таким образом, решение по одной теме можно только однажды.

6) Заканчивается Вече также песней, и в этом тоже есть необходимость. Без этого положения порой случался хаос в общении раньше окончания мероприятия, так как кто-то, к примеру, предположил, что темы все исчерпаны и Вече закончено. А на дальнейшее продолжение, в таких случаях, требуется немалое время для возврата в прежний формат общения.

ВечеТакт общения на Вече.

1. Во время дебатов имеют силу только аргументы, согласен или нет – это предпочтения, они не имеют особого значения в формате ВЕЧЕ, доводы и аргументы составляют нить общения.

2. Не перебивать выступающего. Если это невозможно, на первоначальном этапе можно использовать предмет, передающий слово. В дальнейшем, с ростом подобной культуры общения, в таком предмете необходимость отпадает и достаточно становится лёгкого жеста.

3. С передачей слова передаётся право высказать одну единственную мысль. Перечислять несколько доводов и аргументов совершенно неприемлемо.

4. С передачей слова так же передаётся право высказать мысль, непосредственно связанную с предыдущим выступлением. Продолжать мысль, которая была два, три хода назад, перескакивая через аргументы предыдущего выступления, недопустимо.

5. Так же в дебатах необходимо чётко придерживаться заявленной темы и не отклоняться от неё.

6. Во время острых дискуссий, накопленной усталости или других причин, бывает, что проявляется явное нетерпение, граничащее с хамством, и если все сходятся во мнении, что это именно тот самый случай, возмутителю порядка выдаётся бесплатная путёвка в соседний лес, минут на пятнадцать — двадцать.

7 . Опоздавшие стоят у входа 15 минут, вникая в суть происходящего, потом, ни с кем не здороваясь и никак не привлекая к себе внимания, садятся в круг, где могут вступить в то общение, которое там происходит.

8. Отсутствующие, как уже говорилось, знакомятся с принятыми решениями в течение одной недели и приступают к их реализации или поднимают эту тему на следующем Вече. Здесь отмечу, что поскольку на Вече присутствуют как прагматики, так и романтики, то решения чаще всего взвешенны и приемлемы для всех.

На Вече могут присутствовать все участники проекта. Все решения, принятые на Вече, распространяются и обязательны для всех участников проекта «Поселение Родовых Поместий СЧАСТЛИВОЕ».

Конечно, достичь единогласия намного сложней, чем, проголосовав, пересчитать голоса. Но мы глубоко убеждены, что оно несоизмеримо перспективнее всех демократических институтов по очень многим причинам, все их здесь перечислять не стану, а назову лишь некоторые, для примера.

1) Большинство вопросов – очень узкоспециализированные, и по– настоящему сведущи в них лишь единицы, большинство же имеет лишь поверхностное представление. Причём в одних вопросах сведущи одни, а в других – другие. Но и поверхностное мнение, и даже мнение со стороны, всегда имеет свой смысл.

2) В принятии решения большинством голосов всегда остаются те, кто в принципе не согласен с принятыми решениями, может считать их губительными для себя и общества, и, тем не менее, вынужден с ними мириться, выполнять, финансировать. Это формирует либо посредственное отношение ко всему, либо тайное противодействие и холодную войну с приверженцами опрометчивых решений.

3) Это оставляет возможность искусным манипуляторам управлять общественным мнением и процессами в обществе через решения большинства, что невозможно в принципе в случае полного единогласия.

А самое главное, что человек не просто выбирает из предложенных ему вариантов путей развития, а учится конструировать образ, за которым сам и пойдёт, сам его и опробует в жизни. Можно сказать, активизирует в себе то качество, которое нас и отличает от мира животных и растений, минералов и стихий.

Можно привести ещё массу других примеров, но и этого, мы полагаем, для начала достаточно. Единственное, что ещё хочется добавить: эта традиция и подобная культура общения способствуют формированию принципиально иного отношения к жизни в целом и к социальным отношениям в частности. К примеру, отношение к принятым решениям становится не как к хорошим или плохим, а как к решениям, которые достигли желаемого или нет. И то, и другое становится бесценным опытом для принятия новых, более сложных решений. А потому и тот, и другой опыт совершенно необходим. Это воспитывает ответственное отношение к жизни, без оглядки на авторитетов и лидеров, так как все решения в твоей жизни только твои. Подобное отношение невозможно при посредственном подходе к жизни и общественным взаимодействиям. Может, где-то здесь и кроется та самая пресловутая ошибка первоистоков:)

Поселение Родовых Поместий Счастливое
http://schastlivoe.com

Ответить

Обратный звонок