Педагогика А. А. Захаренко: возвращение к истокам

захаренкоВ этом году педагогическая общественность Украины широко отмечает 70-летие со дня рождения известного педагога, академика АПН Украины и Российской академии образования, члена-корреспондента АПН СССР, директора Сахновской средней школы Корсунь-Шевченковского района Черкасской области Александра Антоновича Захаренко (1937 – 2002). Школа, созданная им в 70 – 90-е гг. прошлого столетия, стала местом педагогического паломничества, своеобразным генератором новых педагогических идей, которые часто опережали время и остаются актуальными в наши дни.

Реку Тясмин, которая протекает через г. Каменку в Черкасской области, по местности с необычным названием Чмыжына, пересекает мостик. Его сделали много десятков лет тому назад, чтобы легче добираться до деревни Юрчихи, которая расположена на холмах в конце речной долины. Собственно говоря, сооружение мостиком можно назвать лишь условно, ведь стоит он на деревянных опорах, соединённых между собой двумя-тремя досками без поручней. По нему с чувством неуверенности (под тяжестью доски прогибаются) может пройти один человек. Но мостик служит людям, его изредка ремонтируют, хотя в этом нет особой необходимости: деревянные опоры не портятся в тясминской воде, будто доказывая мысль о долговечности всего, что связано с землёй, водой, памятью, прошлым.

Здесь, возле этого деревянного старожила, прошли первые годы жизни Александра Антоновича Захаренко.

На одном берегу – родительский дом, на другом – раздолье неизведанности, поиска… Для каждого приходит время, когда он должен сделать выбор, насколько далеко отдалиться от родного гнезда, где уютно и комфортно, где всегда есть отцовская поддержка, наставление, и наперекор здравому смыслу пойти самостоятельно, преодолевая своими силами трудности жизненного пути. Александр Захаренко сделал такой выбор.

В письме к жене, датированном 11.03.63 г. (период службы в рядах Советской Армии), он пишет: «Отец, хотя и стонет, а всё-таки сарай начинает мастерить. Говорит, что нужно посоветоваться, ведь тебе здесь (в Каменке) жить и на заводе работать. Мы уже с ним спланировали, где будет гараж, мастерская. Отослал ему проект переоборудования вышки для телевизионной антенны. Полный комфорт. Это захватывает, увлекает… но… Планера там нет, а в Сахновке есть! А если к нему приделать мотор, можно даже и в Каменку летать каждый день».

Непросто давалось А. А. Захаренко осознание своей педагогической миссии. 1963 год. За плечами педагогический институт, начало учительской работы в Сахновской школе, год службы в армии. Но пыл юношеских мечтаний не оставляет его, не отпускают таинственный небосклон и космические дали. Он пишет жене: «Я и сейчас вспоминаю недобрым словом тех людей, которые мне посоветовали педагогический вместо авиационного». Но уже в конце военной службы он признаётся: «Всё как-то так просто. Оставляешь всё на завтра, в надежде, что завтра будет больше силы воли и сделаешь больше, чем сегодня. Плохая привычка. Необходимо каждый день работать как можно больше, важно также найти своё место, своего коня. Я с каждым днём убеждаюсь, что без детей я жить не могу (имею в виду школу), так же, как без машин, электричества, механизации».

Вчера, сегодня, завтра. Извечное направление жизненного пути человека, ось, соединяющая прошлое, настоящее, будущее. Горе человеку, ось памяти которого теряется, исчезает. Тогда он похож на тонкую веточку, которая начинает колыхаться от лёгкого дыхания ветра, а направление, как известно, ветер меняет очень часто. Человек становится зависимым от малейших колебаний, неспособным противостоять окружающим стихиям и противоречиям собственного «Я».

Кто мы? Откуда? Какова миссия каждого из нас на Земле? Все мы ставим эти вопросы перед собою, но только единицы ищут и находят ответы. Без памяти, без всего того, что уже было до нас, сделать это невозможно. Все оригинальные, неповторимые идеи возникают на основе традиций, бережно хранящихся в семье.

Передо мной две книги: деда и отца. Без первой не было бы второй.

Эпиграфом четырёхтомника «Энциклопедия школьного рода», подготовленного педагогическим коллективом Сахновской средней школы КорсуньШевченковского района Черкасской области под руководством её директора – академика Александра Антоновича Захаренко и содержащего сведения о выпускниках школы, начиная с 1937 г., стали слова: «Люби и знай свой род и край!» Так в своё время назвал свою книгу Антон Иванович Захаренко – отец Александра Антоновича.

«Люби и знай свой род и край!» – это уникальное издание, имеющее ценность не только для семьи Захаренко, поскольку повествует почти о 250 членах рода (начиная с его основателя, который родился приблизительно в 1770 г. и поселился на окраине г. Каменка, которая называлась Чмыжына), но и для всех тех, кому небезразличны такие понятия, как преемственность поколений, семейно-бытовая культура, история рода, уважение старших, семейное воспитание.

Большая заслуга Антона Ивановича в том, что он собрал пересказы, а часто пересказы с пересказов о предках, которые давно ушли из жизни. С особой гордостью в книге описывается встреча Д.С.Гальоны (1865 – 1965), старожила г.Каменки, с П.И.Чайковским, когда тот навещал свою сестру – жену местного помещика и промышленника В.Л. Давыдова, приглашение композитором двух местных детей в Петербург на учёбу.

В книге А.И.Захаренко прослеживается каждая родовая ветвь. Члены семей, их судьбы запечатлены на фотографиях, в кратких воспоминаниях о потомках Захара Захаренко (1770 – 1830). Особое место автор отводит повествованию о своей родовой линии: деде – Василии Аксентиевиче (1835 г.р.) и отце – Иване Васильевиче (1880 г.р.). Отдельный раздел книги посвящён рассказу о родителях, братьях и сёстрах, близких родственниках. Отец А.И.Захаренко, Иван Васильевич, побывал на действительной военной службе в 1900 – 1905 гг. и принимал участие в первой мировой войне (1914 – 1919), поэтому ощутил на себе действие химического оружия, которое впервые применили немецкие войска, жизнь в австрийском плену и подневольную работу на австрийского хозяина. Отдельно отмечается его роль в спасении семьи в годы новой экономической политики, коллективизации.

С любовью и благодарностью пишет автор о матери, на плечи которой легли все тяготы сельской жизни начала XX столетия. «За 5 лет отсутствия хозяина (отец вернулся с войны в 1919 г.), – рассказывает А. И. Захаренко, – мама с нами, малышами, натерпелась горя. Сеяла, косила, молотила, возила коровами в упряжке, как и другие женщины, чьи мужья были мобилизованы на войну» [3, с. 22]. Стойко она перенесла и изменение религиозных взглядов мужа (за годы плена он отошёл от классического православия). Новая вера не позволяла Ивану Васильевичу пить, играть в карты, сквернословить, что создавало определённые затруднения в общении с соседями и родными. «Когда мы стали взрослыми, – отмечает А. И. Захаренко, – мы переубедили маму, что в вере отца ничего плохого нет. Это хорошо, что он не пьёт, не курит, не ругается. Пусть, как хочет, так и верит, не один же он такой веры» [3, с. 22].

В книге «Люби и знай свой род и край!» история семьи Захаренко становится частью истории всей страны в один из сложнейших её периодов: описываются первые десятилетия прошлого века, период гитлеровской оккупации, место захоронения предков, искусственно насыпанный курган под ветряную мельницу одного из родственников, огромный камень, что, по преданиям, когда-то прикатила большая вода весеннего Тясмина и вынесла на огород (об него потом не одно поколение Захаренко точило топоры, лопаты и ножи). В книге есть и рассказ о Каменке XIX столетия, её развитии, начатом В. Л. Давыдовым, памятных местах, связанных с именами А.С.Пушкина и П.И.Чайковского, быте и обычаях конца XIX – начала XX столетия. Во что одевались и что выращивали, как торговали и лечили, как отдыхали – обо всём этом может узнать читатель.

Книга отца – подарок сыну. Антон Иванович хотел, чтобы воспоминания о жизни и быте предков, о далёком прошлом приносили вечную заинтересованность в этом.

Последние слова – о важности и вечности интереса к прошлому, в котором рождается настоящее, в котором следует искать истоки добра и зла, любви и ненависти, человечности и мизантропии.

Природа наградила нас, людей, уникальной способностью – путешествовать в прошлое, искать там ответы на вопросы, затруднительные для сегодняшнего дня, познавать закономерности, причины и взаимосвязи, обретать то, что кажется безнадёжно утерянным. Так бывает: чем хуже сегодня, тем глубже хочется погрузиться в воспоминания и найти в них успокоение; чем лучше сейчас, тем с большим желанием ищешь между солнечных островков прошлого подтверждение неизбежности прекрасного будущего. Такова особенность человеческой жизни: всё время возвращаться к истокам, где рождается светлое, доброе, вечное.

захаренко2Александр Антонович Захаренко – человек, которому свойственны лучшие нравственные качества: доброта, уважительное отношение к родителям, тяга к знаниям и ко всему новому. Где же истоки, родники этих свойств, где формируются взгляды? Без сомнения, в семье, в роду.

С сыновними чувствами Антон Иванович рисует своего отца: «Он был большой трудолюб, честный и справедливый, непоседа, приучал и нас, детей, к работе, что в значительной мере дало отпечаток на нашу любовь к труду и вырабатывало уважение к старшим… Отец носил усы, сам тёмно-русый, худощавый, глаза голубые, среднего роста. Поклон тебе земной, отец!» [3, с. 28]. Мать «была ранимая, но справедливая и добрая. Любила жизнь и природу, уважала и сильно любила свою семью, а ещё больше внуков, которых у неё было семеро. Земля тебе пухом, наша матушка!» [3, с. 28].

На первый взгляд, обычные тёплые слова, сказанные сыном о своих родителях. А необычность их в том, что они пронесены автором в душе сквозь толщу нескольких десятилетий и написаны через 30 лет после смерти отца и матери. Сумел Антон Иванович сберечь нежные чувства, сыновью благодарность, несмотря ни на невзгоды, ни на рутину повседневных забот.

Именно в такой связи поколений зарождалось у будущего академика А.А.Захаренко уважительное отношение к старшим, острота понимания трагедии одинокой старости, которая «осенними глазами смотрит из окна старенькой хаты на улицу. Всё ожидает. Кого?» [4, с. 1]. Именно потому он называет мудрой и правильной ту школу, которая воспитывает в своих учениках почтительное отношение к родителям и старшим, к людям пожилого возраста и уважаемым гражданам. «Уважение к старшим, – отмечает А. А. Захаренко, – это вечная эстафета, закон жизни, который необходимо беречь и передавать из поколения в поколение» [5, с. 64].

Прошлое можно возвеличивать или осуждать, можно пытаться его забыть, но его невозможно вычеркнуть, сжечь, уничтожить. Мы иногда плохо понимаем последствия легкомысленного отношения к прошлому, и только мудрым открываются сокровища родовой памяти.

В книге А. И. Захаренко «Люби и знай свой род и край» мы находим мысли, которые характеризуют рождение и развитие отношений между поколениями. Интересно отметить одну закономерность. Хотя автор и рассказывает о целой плеяде родственников, в которую входили и жёны сыновей, и родители жён, и мужья дочерей, он избегает таких слов как тесть, тёща, зять, невестка. Для него есть родители и есть дети. И все они являются равноправными представителями того или другого рода.

Не разделял детей на своих и чужих, обращаясь к человеку как к высшей ценности, и А. А. Захаренко, который ещё в те далекие сороковые годы перенимал от своих родителей премудрости семейного сосуществования. Понимая, что характер воспитывается характером, личность – личностью, он в своей деятельности акцентировал внимание на лучших качествах отца и матери, учителя как главных действующих лиц в воспитании ребёнка, на семью, где закладывается основание, фундамент будущего гражданина. «Нам, учителям, – говорил А. А. Захаренко, – нужно сделать всё возможное, чтобы каждая семья жила без фальши, подлости, честно. Жила так, чтобы уважали друзья, коллеги, гордились бы дети. Чистое сердце и честные руки порождают себе подобных» [5, с. 33].

Без сомнения, главными в жизни Александра Антоновича были дети, их интересы, здоровье, внутренний, душевный мир. Как найти путь к сердцу ребёнка, зажечь его искоркой творения, поиска, воспитать лучшие качества нового человека? Ответ очевиден. Поиск нужно начинать с самого простого, но необычайно важного – с уважения к ребёнку. «Уважать человека, а особенно ребёнка, нужно делом. Начните с обращения. Ведь как красиво слышать, когда к ученику обращаются на «Вы». Как на дрожжах вырастает авторитет учителя, когда он ребёнка называет по имени и по отчеству» [6, с. 11].

Знания – заветная мечта каждого интеллигентного человека. Это словно билет в мир здоровья, красоты, мудрости, самосовершенствования. Где же таится тяга ко всему новому, желание быть первым, конструировать собственными руками, заглядывать в небесную даль – всё, что было характерно для А. А. Захаренко?

Ещё раз вернёмся к книге Антона Ивановича. Он пишет: «Моя жена, Варвара Веремеевна, имела образование за 3 класса начальной школы. По согласию жены, мы решили повысить уровень её знаний заочно. Подобрали учебники, достали программу для 4 – 5 классов, купили глобус и приступили к обучению в 1932 году. Через два года «моя ученица» читала художественную литературу, решала задачи, изучила грамматику, историю и географию за 5 классов. Наше обучение подняло уровень её знаний, что дало возможность ей позже работать в детском садике сначала воспитательницей, а потом заведующей» [3, с. 33]. Факт достоин восторга и подражания, ведь в стране были нелёгкие времена.

Несомненно, отношение родителей к знаниям воспитало у их сына, Александра, ответственность в обучении и дало возможность позже сформулировать своё понимание роли образования: «Будущее страны в качественном образовании и высокой культуре каждого гражданина. Мы на долгие годы останемся в мире торговцами дешёвой рабочей силы, исполнителями элементарных технологий, грязной, непрестижной работы или обычными нищими, если не сбережём то прекрасное, что сотворило прежнее поколение, не усовершенствуем сегодняшнее, не сотворим самой передовой образовательной системы» [2, с. 245].

Именно поэтому в Сахновской школе был утверждён культ знаний как важнейшей предпосылки развития личности. Конечно, главную роль в процессе обучения А. А. Захаренко отводил учителю, предлагая ему «настойчиво искать ту пружину, гайку, деталь детского организма, которая помогала’ бы появлению желания учиться, много знать, быть эрудитом, осваивать то, чего требует учитель, что предусмотрено и не предусмотрено программой» [1, с. 81].

Очень многое из того, что сделано в Сахновской школе руками учеников, учителей и родителей, – проекция, конечно, в определённых границах, мыслей, записанных в книге А. И. Захаренко «Люби и знай свой род и край». Так, Антон Иванович с восторгом описывает пейзажи окраин г. Каменки. В его книге есть такие слова: «Бывая в Каменке, П.И. Чайковский ходил погулять к лесу Тростянка чуть ли не каждый день, где он всегда встречал утро. Чудная природа притясминского края! Всё это вдохновляло и тешило Петра Ильича, воодушевляло его на прекрасные творения» [3, с. 55]. Александр Антонович приблизил это очарованье к школе, к селу. Возле школы вырос дендропарк, площадью более одного гектара. Вся территория возле учебных корпусов для младших и старших учеников утопает в зелени. Каждый год в городке появляются новые виды молодых деревьев, посаженных выпускниками школы, гостями, молодожёнами, родителями в честь рождения ребёнка. В парке есть даже семейные уголки. Выросла и берёзка, посаженная матерью первого космонавта Земли.

«Энциклопедию школьного рода» А.А. Захаренко называет «семейной реликвией, которую нельзя перепродать, подарить, с которой нельзя вести себя цинично. И не потому, что она собственность младшего члена семьи, а потому, что в ней фамилии родственников, которых Вы уважаете, о которых помните, а это значит, что память о них сбережётся и для будущих поколений» [8, с. 105]. Он предлагает брать её с собой на кладбище в первый понедельник Пасхи (в поминальный день), даёт наказ будущим поколениям продолжить книгу и составление генеалогического древа, образец которого размещён на последней странице.

Почему А. А. Захаренко настаивал на этом? Ответ – в конце книги его отца, где нарисовано генеалогическое древо рода Захаренко, что охватывает период с 1770 по 1983 гг. Концентрированное выражение родовой памяти, антология поколений, знак вечного, нетленного, того, что является стержнем быстротечной, часто непонятной, нелёгкой, но всё же прекрасной жизни.

Без сомнения, одним из важнейших источников педагогических взглядов А. А. Захаренко была мировая педагогическая классика. Он использовал и развивал в своей практической деятельности идеи Дж. Дьюи, Я. А. Коменского, П. Ф. Лесгафта, А. С. Макаренко, И.Г.Песталоцци, Г. С. Сковороды, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и др. Академик-практик, опираясь на народные принципы, идеи великих мыслителей, реализовал продуктивные идеи предшественников. Он, как представитель педагогов-философов конца XX в., по-новому осмысляет взаимосвязь школы и семьи, роль последней в воспитании подрастающего поколения, которому суждено жить в прагматичном XXI веке. Педагог был убеждён, что семья первична для человека. В ней закладываются основы отношений к людям, к труду, к жизни, к Отчизне. Именно там ребёнок узнаёт традиции, обычаи своего народа, главные нравственные заповеди человечества.

Начало профессиональной деятельности А. А. Захаренко приходится на шестидесятые годы XX столетия, на время так называемой «хрущёвской оттепели», периода великих надежд. Именно тогда рождается такой общественный феномен, как шестидесятничество, к которому принадлежит и А. А. Захаренко. Тогда у него и сложилось понимание необходимости восстановления всего утраченного за десятилетия тоталитаризма, в первую очередь таких качеств, как самоуважение, ориентация на общечеловеческие ценности, уважение к личности ребёнка.

1970 – 1980-е гг. характеризируются усиленным интересом к семейному воспитанию. Появляются работы Ю. Азарова, Ю. Бабанского, М. Вовчик-Блакитной, А. Захаровой, Г. Лабунской, Д. Луцика, С. Максименка, А. Пинта, А. Савченко, О. Скнар, В. Сухомлинского, А. Хрипковой, в которых определяется место семьи в моральном, эстетическом, патриотическом, трудовом воспитании подрастающего поколения, поднимаются вопросы педагогического образования родителей, подготовки старшеклассников к будущей семейной жизни, влияния семьи на профориентацию подростков. В конце 1970-х гг. Сахновская школа стала лабораторией Института общих проблем воспитания АПН СССР. Это послужило толчком к пониманию исключительной роли школы в процессе воспитания. В одном из своих выступлений А. А. Захаренко замечает: «Говорят, счастье человека в детях. А к ним имеет отношение школа. Значит, непосредственный творец счастья многих семей есть учитель» [5, с. 94]. Школа контролирует, направляет деятельность семьи, помогает в решении сложных проблем, но никогда не проявляет диктата.

В конце 1980-х гг. стране стали известны имена педагогов-новаторов: Ш. Амонашвили, И. Волкова, Е. Ильина, С. Лысенковой. Среди них представители Украины – А. Захаренко, И. Зязюн, М. Щетинин, В. Шаталов. Наследуя их идеи, тысячи учителей, руководителей учебных учреждений и органов управления образования пытались не только решать насущные проблемы, но и формировать нового человека, развивать в детях лучшие качества, раскрывать их потенциал.

В последние десятилетия XX столетия интерес к проблемам семейного воспитания возрастает. В работах Т. Алексеенко, Т. Говорун, О. Злочевского, И. Зязюна, В. Постового, А. Савченко, О. Сухомлинской и др. разрабатываются новые методы работы учителей с родителями, пересматриваются системы педагогического обучения, предлагаются нестандартные подходы к работе с «трудными семьями». В этот период публикуются работы М. Стельмаховича, в которых обобщаются копившиеся на протяжении многих веков знания, опыт, традиции, обряды, способствующие развитию, сохранению крепкой, здоровой семьи.

Всё это не могло не отразиться на педагогическом мировоззрении А. А. Захаренко. Он приходит к мысли, что в школе ученику должно быть уютно, как в родительском доме, где о нём заботятся и ему помогают. Больше того, педагог реализует эту мысль на практике. Принцип «семья находится под контролем школы» в работе педколлектива Сахновской школы сменяется пониманием необходимости содружества: «Воспитание невозможно без тесного содружества школы и семьи. Поэтому наш педагогический коллектив максимально содействует их совместной работе» [7, с. 14].

Принципиальность академика А.А.Захаренко как теоретика, его практическая деятельность в области проблем семейного воспитания не всегда были понятны руководящим кругам страны и науки. Его критиковали за то, что он возложил на семью основную функцию воспитания гуманного, уважительного отношения к человеку (родителям, родственникам, соседям, односельчанам, гражданам страны), но педагог-новатор был убеждён в своей правоте. Теоретически обосновывая и практически реализуя свои представления о приоритетности семейного воспитания в системе образования, он вёл широко просветительскую работу среди родителей, учителей, учёных, общественности через средства массовой информации, как депутат многих созывов местных советов, как депутат Верховного Совета и Народный депутат СССР.

А. А. Захаренко сформировал модель семейного воспитания как целенаправленной совместной деятельности школы, семьи и общественности. Эти идеи актуальны и в условиях современности, станут полезными учителям, родителям, всем, кто не безразличен к проблемам воспитания.

С. А. Захаренко
Педагогика. – 2007. – № 6

Почему люди поют: Природа пения

природа пенияОт рождения до смерти люди поют, как правило, совершенно не задумываясь, почему они это делают. Даже если, как говорится, нет ни слуха, ни голоса, всё равно поют: втихомолку или же «от души», испытывая терпение домочадцев. Младенцы поют, пробуя голос ещё до того, как научились говорить. А я видела в Архангельской области старушку ста девяти лет от роду, которая уже перестала ходить, почти разучилась говорить и не помнила ничего, кроме песен, которые пела в молодости. А пела она, как соловушка.

Между словом и воем.

Иногда мы поём, совершенно не желая этого, в неподходящем месте, в неподходящее время, бесконечное количество раз повторяя надоедливый мотив. Иногда мы в упоении поём на языке, которого не знаем, и это занятие почему-то не кажется нам бессмысленным. Узнать больше

Украинская хата

украинская хатаДом – это среда, где все её составные части подогнаны под конкретные бытовые и духовные потребности человека. Всё – от печи до околицы – создавалось как общее предметное целое.

На Волыни дом (оселю) называют как «обійстя», в Карпатах – как «осередок». Буква «О» начинает все обозначения среды в различных языковых группах, так что можно предположить, что она символизирует завершённость и замкнутость. Дом следовало в старые времена обставить высокой запрудой или насыпью: уютно и тепло от неё зимой.

Народные мастера прошлого знали, что дом – живой организм. Он может препятствовать хозяевам, даже испортить им жизнь. А может быть хорошим помощником.

Усадьба преимущественно начиналась от поля и спускалась к оврагу (ставку, реке). Хату, хозяйственные помещения: погреб, сарай, хлев, загон, колодец строили посреди усадьбы, подальше от поля и оврага – в роскошном саду. Поэтому украинское село было одним большим садом.

Много интересного, оригинального было в строительстве и обустройстве жилья украинцев. Узнать больше

Исповедь организатора

Летом прошлого года я ремонтировал ступеньки на входе в Клуб, возле остановки «Север» в Макеевке. Был выходной день, но пришла женщина, «бывалый» член Клуба, за Эмочкой и ЭМ-Бокашами. Мы давно не виделись, и всё же она меня узнала, спросив: «Это ж вы – Заяц?». Улыбнувшись, я ответил: «Да». «Я вас помню, вы были такой шустрый, быстрый, – ну точно заяц!», – сказала она, и оценив меня, продолжила: «Теперь поправились, стали больше на кролика похожи…»

Здравствуйте, уважаемые члены Клуба Органического Земледелия, батюшки и матушки, братья и сёстры, и весь честной народ. ́

Думаю, каждый, кто писал сочинение или письмо в газету, замечал, что слова сами рождаются и заранее трудно сказать, какие дали мы можем увидеть своей мыслью или внутренним взором. Написав сейчас «честной народ», вдруг осознал, что заменой всего одной буквы внесли существенные коррективы в нашу жизнь, сравните: «честная собственность» и «частная собственность», т.е. вместо «честь имею» – «часть имею»… Узнать больше

Согласие в семье

Согласие в семьеЗдравствуйте, уважаемые читатели газеты «к Земле с любовью!». Давно я хотела пообщаться с одноклубниками через нашу газету. И вот почему. Все мы живём в прекрасной, доброй, щедрой Украине, всех объединяет любовь к земле, трудолюбие, желание создавать уют и благополучие в своих семьях. А вся Украина и является большой семьёй, в которой сочетаются интересы, обычаи, наработки людей, в какой бы стороне они не проживали.

С нетерпением ожидаю каждый номер нашей газеты. Интересуют материалы под рубрикой «Земледелие», «Земли цветущие одежды», «Будь здоров», «Рецепты», «Письма читателей». Но сегодня хочу акцентировать внимание и поблагодарить организатора Клуба ОЗ в г. Макеевка Романа Зайцева за его увлекательные статьи в рубрике «Наша жизнь». Своими статьями он побуждает к благоразумию, взвешенности, умеет провести интересные параллели жизненных моментов. В свободную минуту перечитываю его статьи, мысленно выражаю поддержку и благодарность за живой разговор с читателем. Вчитываюсь в его статьи «Земля и народ», «Мгновения жизни», «Погода в доме»… Вот хочу остановиться на статье «Погода в доме». Автор умело сочетает суть прошлых событий и настоящее, приглашает вместе проанализировать Образ Будущего, в котором захотят жить большинство украинцев. Узнать больше

Образо-Творческая Игра

Образо-Творческая ИграСамо понятие ОБРАЗА, его создание и влияние на жизнь, впервые для меня открылось после прочтения книг Владимира Мегре.

До этого я слышал такое слово, у нас в сёлах, в украинских хатах всегда висели ОБРАЗЫ (ударение на последний слог). Хотя слово икона также использовалось. Иконы были в церкви, а ОБРАЗЫ по хатам.

Импульсом к созданию такой формы совместной работы, как ОБРАЗО-ТВОРЧЕСКАЯ ИГРА (ОТИ), стали организованные Юрием Морозом АЛЬТЕРНАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ИГРЫ. Он, в свою очередь, почерпнул идею формы совместной работы у мыслителя советской эпохи – Щедровицкого Георгия Петровича. Щедровицкий проводил свои ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ИГРЫ для многих коллективов, а также для высшего партийного руководст ва страны. Узнать больше

На родной земле

На родной землеК Земле с любовью — это не только название любимой многими газеты, но и девиз нашей семьи. Мы свою землю любим, понимаем, разговариваем с ней, вместе болеем, друг друга лечим!

Наш участок земли — 0,28 га. Уже давно я прочитала и впитала душой идею создания родового поместья от Анастасии из книг серии «Звенящие кедры России». Теперь и я мечтаю о нём, хотя создавать его приходится на участке, маленьком для такого большого дела. Но уж так я к нему прикипела! Моя земля знает все мои душевные боли, а я знаю и её характер, и каждого дерева, куста, цветка. Не можем мы жить друг без друга, скучаем очень в разлуке, и хотелось бы мне, чтобы весь наш род всегда на родной земле собирался, даже через 1000 лет. Узнать больше

Здравствуй, читатель!

Здравствуйте, уважаемые читатели! Написал вам приветствие и задумался: что вообще несёт в себе образ «читателя»? И что меня лично в этом обращении смущает, почему-то я редко именно этими словами обращался к вам, уважаемые садоводы, огородники, труженики, члены Клуба Органического Земледелия, люди…?

Наверное, основное, – это принцип разделения: если есть читатели, то – есть и писатели. И в современном мире специализации, разделения труда и профессионализма, всё больше становится «авторитетных» авторов-писателей в различных направлениях жизнедеятельности людей. И очень часто эти «авторы» и писатели собирают чужие идеи (вернее сказать, – общие идеи), пережёвывают их, перемешивают, добавляют специй, – и публикуют, а порой даже «изобретают» и патентуют… Ну, а в образе современного читателя есть известная доля потребления. Множество читателей сейчас употребляют внутрь кучу информации от различных писателей, газет, сайтов, ютубов, форумов… Им даже пережёвывать не надо – всё уже пережёвано до них…
Узнать больше

След на Земле

След на ЗемлеЗдравствуйте, дорогие читатели!

В одном из номеров нашей газеты «к Земле с любовью!» прочитала статью Гусмана Минлебаева «Собственный лес: и себе, и людям». Этот человек сооружает себе «зелёный» памятник на века, то есть оставляет свой след на Земле. Я хочу высказать своё мнение на схожую тему.

Когда вы едете по донецкой степи любым видом транспорта в любую сторону, то видите ровные нескончаемые ряды деревьев. Тут их называют лесопосадками. Это история донецкой земли, о которой мне хочется рассказать. В 50-е годы прошлого столетия Совет Министров СССР выпустил постановление о защите степей от суховеев. Это была народная программа защиты земли. Узнать больше

Очищаем организм – повышаем иммунитет

Голтис

Интервью с автором уникальной тренировочно-восстановительной методики «Исцеляющий Импульс» Голтисом (по паспорту – Вукста Владимир Иванович). Методика «Исцеляющий Импульс» представлена пятью составными частями:

  • Открытое сердце.
  • Комплекс физических упражнений.
  • Правильное питание.
  • Посты и голодание.
  • Закаливание.

– Голтис, несмотря на то, что в Украине статистика по гриппу не превышает прошлогодние показатели… о гриппе говорят много. Ты сам когда-нибудь болел гриппом?

– Хм… (смеётся), странный вопрос. Хотя правильный. Никогда не болел гриппом. И вообще простудными заболеваниями тоже не болел.

– Почему? (Это за 49-то лет!!!)

– Так ведь… если поддерживать иммунитет на высоком уровне – никакая зараза не прилипнет. Когда частотность клетки высокая, когда правильно питаешься, когда закаливаешься, выполняешь тренировки по Исцеляющему Импульсу, то гриппа можно не бояться. Узнать больше

Обратный звонок