Педагогика А. А. Захаренко: возвращение к истокам

захаренкоВ этом году педагогическая общественность Украины широко отмечает 70-летие со дня рождения известного педагога, академика АПН Украины и Российской академии образования, члена-корреспондента АПН СССР, директора Сахновской средней школы Корсунь-Шевченковского района Черкасской области Александра Антоновича Захаренко (1937 – 2002). Школа, созданная им в 70 – 90-е гг. прошлого столетия, стала местом педагогического паломничества, своеобразным генератором новых педагогических идей, которые часто опережали время и остаются актуальными в наши дни.

Реку Тясмин, которая протекает через г. Каменку в Черкасской области, по местности с необычным названием Чмыжына, пересекает мостик. Его сделали много десятков лет тому назад, чтобы легче добираться до деревни Юрчихи, которая расположена на холмах в конце речной долины. Собственно говоря, сооружение мостиком можно назвать лишь условно, ведь стоит он на деревянных опорах, соединённых между собой двумя-тремя досками без поручней. По нему с чувством неуверенности (под тяжестью доски прогибаются) может пройти один человек. Но мостик служит людям, его изредка ремонтируют, хотя в этом нет особой необходимости: деревянные опоры не портятся в тясминской воде, будто доказывая мысль о долговечности всего, что связано с землёй, водой, памятью, прошлым.

Здесь, возле этого деревянного старожила, прошли первые годы жизни Александра Антоновича Захаренко.

На одном берегу – родительский дом, на другом – раздолье неизведанности, поиска… Для каждого приходит время, когда он должен сделать выбор, насколько далеко отдалиться от родного гнезда, где уютно и комфортно, где всегда есть отцовская поддержка, наставление, и наперекор здравому смыслу пойти самостоятельно, преодолевая своими силами трудности жизненного пути. Александр Захаренко сделал такой выбор.

В письме к жене, датированном 11.03.63 г. (период службы в рядах Советской Армии), он пишет: «Отец, хотя и стонет, а всё-таки сарай начинает мастерить. Говорит, что нужно посоветоваться, ведь тебе здесь (в Каменке) жить и на заводе работать. Мы уже с ним спланировали, где будет гараж, мастерская. Отослал ему проект переоборудования вышки для телевизионной антенны. Полный комфорт. Это захватывает, увлекает… но… Планера там нет, а в Сахновке есть! А если к нему приделать мотор, можно даже и в Каменку летать каждый день».

Непросто давалось А. А. Захаренко осознание своей педагогической миссии. 1963 год. За плечами педагогический институт, начало учительской работы в Сахновской школе, год службы в армии. Но пыл юношеских мечтаний не оставляет его, не отпускают таинственный небосклон и космические дали. Он пишет жене: «Я и сейчас вспоминаю недобрым словом тех людей, которые мне посоветовали педагогический вместо авиационного». Но уже в конце военной службы он признаётся: «Всё как-то так просто. Оставляешь всё на завтра, в надежде, что завтра будет больше силы воли и сделаешь больше, чем сегодня. Плохая привычка. Необходимо каждый день работать как можно больше, важно также найти своё место, своего коня. Я с каждым днём убеждаюсь, что без детей я жить не могу (имею в виду школу), так же, как без машин, электричества, механизации».

Вчера, сегодня, завтра. Извечное направление жизненного пути человека, ось, соединяющая прошлое, настоящее, будущее. Горе человеку, ось памяти которого теряется, исчезает. Тогда он похож на тонкую веточку, которая начинает колыхаться от лёгкого дыхания ветра, а направление, как известно, ветер меняет очень часто. Человек становится зависимым от малейших колебаний, неспособным противостоять окружающим стихиям и противоречиям собственного «Я».

Кто мы? Откуда? Какова миссия каждого из нас на Земле? Все мы ставим эти вопросы перед собою, но только единицы ищут и находят ответы. Без памяти, без всего того, что уже было до нас, сделать это невозможно. Все оригинальные, неповторимые идеи возникают на основе традиций, бережно хранящихся в семье.

Передо мной две книги: деда и отца. Без первой не было бы второй.

Эпиграфом четырёхтомника «Энциклопедия школьного рода», подготовленного педагогическим коллективом Сахновской средней школы КорсуньШевченковского района Черкасской области под руководством её директора – академика Александра Антоновича Захаренко и содержащего сведения о выпускниках школы, начиная с 1937 г., стали слова: «Люби и знай свой род и край!» Так в своё время назвал свою книгу Антон Иванович Захаренко – отец Александра Антоновича.

«Люби и знай свой род и край!» – это уникальное издание, имеющее ценность не только для семьи Захаренко, поскольку повествует почти о 250 членах рода (начиная с его основателя, который родился приблизительно в 1770 г. и поселился на окраине г. Каменка, которая называлась Чмыжына), но и для всех тех, кому небезразличны такие понятия, как преемственность поколений, семейно-бытовая культура, история рода, уважение старших, семейное воспитание.

Большая заслуга Антона Ивановича в том, что он собрал пересказы, а часто пересказы с пересказов о предках, которые давно ушли из жизни. С особой гордостью в книге описывается встреча Д.С.Гальоны (1865 – 1965), старожила г.Каменки, с П.И.Чайковским, когда тот навещал свою сестру – жену местного помещика и промышленника В.Л. Давыдова, приглашение композитором двух местных детей в Петербург на учёбу.

В книге А.И.Захаренко прослеживается каждая родовая ветвь. Члены семей, их судьбы запечатлены на фотографиях, в кратких воспоминаниях о потомках Захара Захаренко (1770 – 1830). Особое место автор отводит повествованию о своей родовой линии: деде – Василии Аксентиевиче (1835 г.р.) и отце – Иване Васильевиче (1880 г.р.). Отдельный раздел книги посвящён рассказу о родителях, братьях и сёстрах, близких родственниках. Отец А.И.Захаренко, Иван Васильевич, побывал на действительной военной службе в 1900 – 1905 гг. и принимал участие в первой мировой войне (1914 – 1919), поэтому ощутил на себе действие химического оружия, которое впервые применили немецкие войска, жизнь в австрийском плену и подневольную работу на австрийского хозяина. Отдельно отмечается его роль в спасении семьи в годы новой экономической политики, коллективизации.

С любовью и благодарностью пишет автор о матери, на плечи которой легли все тяготы сельской жизни начала XX столетия. «За 5 лет отсутствия хозяина (отец вернулся с войны в 1919 г.), – рассказывает А. И. Захаренко, – мама с нами, малышами, натерпелась горя. Сеяла, косила, молотила, возила коровами в упряжке, как и другие женщины, чьи мужья были мобилизованы на войну» [3, с. 22]. Стойко она перенесла и изменение религиозных взглядов мужа (за годы плена он отошёл от классического православия). Новая вера не позволяла Ивану Васильевичу пить, играть в карты, сквернословить, что создавало определённые затруднения в общении с соседями и родными. «Когда мы стали взрослыми, – отмечает А. И. Захаренко, – мы переубедили маму, что в вере отца ничего плохого нет. Это хорошо, что он не пьёт, не курит, не ругается. Пусть, как хочет, так и верит, не один же он такой веры» [3, с. 22].

В книге «Люби и знай свой род и край!» история семьи Захаренко становится частью истории всей страны в один из сложнейших её периодов: описываются первые десятилетия прошлого века, период гитлеровской оккупации, место захоронения предков, искусственно насыпанный курган под ветряную мельницу одного из родственников, огромный камень, что, по преданиям, когда-то прикатила большая вода весеннего Тясмина и вынесла на огород (об него потом не одно поколение Захаренко точило топоры, лопаты и ножи). В книге есть и рассказ о Каменке XIX столетия, её развитии, начатом В. Л. Давыдовым, памятных местах, связанных с именами А.С.Пушкина и П.И.Чайковского, быте и обычаях конца XIX – начала XX столетия. Во что одевались и что выращивали, как торговали и лечили, как отдыхали – обо всём этом может узнать читатель.

Книга отца – подарок сыну. Антон Иванович хотел, чтобы воспоминания о жизни и быте предков, о далёком прошлом приносили вечную заинтересованность в этом.

Последние слова – о важности и вечности интереса к прошлому, в котором рождается настоящее, в котором следует искать истоки добра и зла, любви и ненависти, человечности и мизантропии.

Природа наградила нас, людей, уникальной способностью – путешествовать в прошлое, искать там ответы на вопросы, затруднительные для сегодняшнего дня, познавать закономерности, причины и взаимосвязи, обретать то, что кажется безнадёжно утерянным. Так бывает: чем хуже сегодня, тем глубже хочется погрузиться в воспоминания и найти в них успокоение; чем лучше сейчас, тем с большим желанием ищешь между солнечных островков прошлого подтверждение неизбежности прекрасного будущего. Такова особенность человеческой жизни: всё время возвращаться к истокам, где рождается светлое, доброе, вечное.

захаренко2Александр Антонович Захаренко – человек, которому свойственны лучшие нравственные качества: доброта, уважительное отношение к родителям, тяга к знаниям и ко всему новому. Где же истоки, родники этих свойств, где формируются взгляды? Без сомнения, в семье, в роду.

С сыновними чувствами Антон Иванович рисует своего отца: «Он был большой трудолюб, честный и справедливый, непоседа, приучал и нас, детей, к работе, что в значительной мере дало отпечаток на нашу любовь к труду и вырабатывало уважение к старшим… Отец носил усы, сам тёмно-русый, худощавый, глаза голубые, среднего роста. Поклон тебе земной, отец!» [3, с. 28]. Мать «была ранимая, но справедливая и добрая. Любила жизнь и природу, уважала и сильно любила свою семью, а ещё больше внуков, которых у неё было семеро. Земля тебе пухом, наша матушка!» [3, с. 28].

На первый взгляд, обычные тёплые слова, сказанные сыном о своих родителях. А необычность их в том, что они пронесены автором в душе сквозь толщу нескольких десятилетий и написаны через 30 лет после смерти отца и матери. Сумел Антон Иванович сберечь нежные чувства, сыновью благодарность, несмотря ни на невзгоды, ни на рутину повседневных забот.

Именно в такой связи поколений зарождалось у будущего академика А.А.Захаренко уважительное отношение к старшим, острота понимания трагедии одинокой старости, которая «осенними глазами смотрит из окна старенькой хаты на улицу. Всё ожидает. Кого?» [4, с. 1]. Именно потому он называет мудрой и правильной ту школу, которая воспитывает в своих учениках почтительное отношение к родителям и старшим, к людям пожилого возраста и уважаемым гражданам. «Уважение к старшим, – отмечает А. А. Захаренко, – это вечная эстафета, закон жизни, который необходимо беречь и передавать из поколения в поколение» [5, с. 64].

Прошлое можно возвеличивать или осуждать, можно пытаться его забыть, но его невозможно вычеркнуть, сжечь, уничтожить. Мы иногда плохо понимаем последствия легкомысленного отношения к прошлому, и только мудрым открываются сокровища родовой памяти.

В книге А. И. Захаренко «Люби и знай свой род и край» мы находим мысли, которые характеризуют рождение и развитие отношений между поколениями. Интересно отметить одну закономерность. Хотя автор и рассказывает о целой плеяде родственников, в которую входили и жёны сыновей, и родители жён, и мужья дочерей, он избегает таких слов как тесть, тёща, зять, невестка. Для него есть родители и есть дети. И все они являются равноправными представителями того или другого рода.

Не разделял детей на своих и чужих, обращаясь к человеку как к высшей ценности, и А. А. Захаренко, который ещё в те далекие сороковые годы перенимал от своих родителей премудрости семейного сосуществования. Понимая, что характер воспитывается характером, личность – личностью, он в своей деятельности акцентировал внимание на лучших качествах отца и матери, учителя как главных действующих лиц в воспитании ребёнка, на семью, где закладывается основание, фундамент будущего гражданина. «Нам, учителям, – говорил А. А. Захаренко, – нужно сделать всё возможное, чтобы каждая семья жила без фальши, подлости, честно. Жила так, чтобы уважали друзья, коллеги, гордились бы дети. Чистое сердце и честные руки порождают себе подобных» [5, с. 33].

Без сомнения, главными в жизни Александра Антоновича были дети, их интересы, здоровье, внутренний, душевный мир. Как найти путь к сердцу ребёнка, зажечь его искоркой творения, поиска, воспитать лучшие качества нового человека? Ответ очевиден. Поиск нужно начинать с самого простого, но необычайно важного – с уважения к ребёнку. «Уважать человека, а особенно ребёнка, нужно делом. Начните с обращения. Ведь как красиво слышать, когда к ученику обращаются на «Вы». Как на дрожжах вырастает авторитет учителя, когда он ребёнка называет по имени и по отчеству» [6, с. 11].

Знания – заветная мечта каждого интеллигентного человека. Это словно билет в мир здоровья, красоты, мудрости, самосовершенствования. Где же таится тяга ко всему новому, желание быть первым, конструировать собственными руками, заглядывать в небесную даль – всё, что было характерно для А. А. Захаренко?

Ещё раз вернёмся к книге Антона Ивановича. Он пишет: «Моя жена, Варвара Веремеевна, имела образование за 3 класса начальной школы. По согласию жены, мы решили повысить уровень её знаний заочно. Подобрали учебники, достали программу для 4 – 5 классов, купили глобус и приступили к обучению в 1932 году. Через два года «моя ученица» читала художественную литературу, решала задачи, изучила грамматику, историю и географию за 5 классов. Наше обучение подняло уровень её знаний, что дало возможность ей позже работать в детском садике сначала воспитательницей, а потом заведующей» [3, с. 33]. Факт достоин восторга и подражания, ведь в стране были нелёгкие времена.

Несомненно, отношение родителей к знаниям воспитало у их сына, Александра, ответственность в обучении и дало возможность позже сформулировать своё понимание роли образования: «Будущее страны в качественном образовании и высокой культуре каждого гражданина. Мы на долгие годы останемся в мире торговцами дешёвой рабочей силы, исполнителями элементарных технологий, грязной, непрестижной работы или обычными нищими, если не сбережём то прекрасное, что сотворило прежнее поколение, не усовершенствуем сегодняшнее, не сотворим самой передовой образовательной системы» [2, с. 245].

Именно поэтому в Сахновской школе был утверждён культ знаний как важнейшей предпосылки развития личности. Конечно, главную роль в процессе обучения А. А. Захаренко отводил учителю, предлагая ему «настойчиво искать ту пружину, гайку, деталь детского организма, которая помогала’ бы появлению желания учиться, много знать, быть эрудитом, осваивать то, чего требует учитель, что предусмотрено и не предусмотрено программой» [1, с. 81].

Очень многое из того, что сделано в Сахновской школе руками учеников, учителей и родителей, – проекция, конечно, в определённых границах, мыслей, записанных в книге А. И. Захаренко «Люби и знай свой род и край». Так, Антон Иванович с восторгом описывает пейзажи окраин г. Каменки. В его книге есть такие слова: «Бывая в Каменке, П.И. Чайковский ходил погулять к лесу Тростянка чуть ли не каждый день, где он всегда встречал утро. Чудная природа притясминского края! Всё это вдохновляло и тешило Петра Ильича, воодушевляло его на прекрасные творения» [3, с. 55]. Александр Антонович приблизил это очарованье к школе, к селу. Возле школы вырос дендропарк, площадью более одного гектара. Вся территория возле учебных корпусов для младших и старших учеников утопает в зелени. Каждый год в городке появляются новые виды молодых деревьев, посаженных выпускниками школы, гостями, молодожёнами, родителями в честь рождения ребёнка. В парке есть даже семейные уголки. Выросла и берёзка, посаженная матерью первого космонавта Земли.

«Энциклопедию школьного рода» А.А. Захаренко называет «семейной реликвией, которую нельзя перепродать, подарить, с которой нельзя вести себя цинично. И не потому, что она собственность младшего члена семьи, а потому, что в ней фамилии родственников, которых Вы уважаете, о которых помните, а это значит, что память о них сбережётся и для будущих поколений» [8, с. 105]. Он предлагает брать её с собой на кладбище в первый понедельник Пасхи (в поминальный день), даёт наказ будущим поколениям продолжить книгу и составление генеалогического древа, образец которого размещён на последней странице.

Почему А. А. Захаренко настаивал на этом? Ответ – в конце книги его отца, где нарисовано генеалогическое древо рода Захаренко, что охватывает период с 1770 по 1983 гг. Концентрированное выражение родовой памяти, антология поколений, знак вечного, нетленного, того, что является стержнем быстротечной, часто непонятной, нелёгкой, но всё же прекрасной жизни.

Без сомнения, одним из важнейших источников педагогических взглядов А. А. Захаренко была мировая педагогическая классика. Он использовал и развивал в своей практической деятельности идеи Дж. Дьюи, Я. А. Коменского, П. Ф. Лесгафта, А. С. Макаренко, И.Г.Песталоцци, Г. С. Сковороды, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и др. Академик-практик, опираясь на народные принципы, идеи великих мыслителей, реализовал продуктивные идеи предшественников. Он, как представитель педагогов-философов конца XX в., по-новому осмысляет взаимосвязь школы и семьи, роль последней в воспитании подрастающего поколения, которому суждено жить в прагматичном XXI веке. Педагог был убеждён, что семья первична для человека. В ней закладываются основы отношений к людям, к труду, к жизни, к Отчизне. Именно там ребёнок узнаёт традиции, обычаи своего народа, главные нравственные заповеди человечества.

Начало профессиональной деятельности А. А. Захаренко приходится на шестидесятые годы XX столетия, на время так называемой «хрущёвской оттепели», периода великих надежд. Именно тогда рождается такой общественный феномен, как шестидесятничество, к которому принадлежит и А. А. Захаренко. Тогда у него и сложилось понимание необходимости восстановления всего утраченного за десятилетия тоталитаризма, в первую очередь таких качеств, как самоуважение, ориентация на общечеловеческие ценности, уважение к личности ребёнка.

1970 – 1980-е гг. характеризируются усиленным интересом к семейному воспитанию. Появляются работы Ю. Азарова, Ю. Бабанского, М. Вовчик-Блакитной, А. Захаровой, Г. Лабунской, Д. Луцика, С. Максименка, А. Пинта, А. Савченко, О. Скнар, В. Сухомлинского, А. Хрипковой, в которых определяется место семьи в моральном, эстетическом, патриотическом, трудовом воспитании подрастающего поколения, поднимаются вопросы педагогического образования родителей, подготовки старшеклассников к будущей семейной жизни, влияния семьи на профориентацию подростков. В конце 1970-х гг. Сахновская школа стала лабораторией Института общих проблем воспитания АПН СССР. Это послужило толчком к пониманию исключительной роли школы в процессе воспитания. В одном из своих выступлений А. А. Захаренко замечает: «Говорят, счастье человека в детях. А к ним имеет отношение школа. Значит, непосредственный творец счастья многих семей есть учитель» [5, с. 94]. Школа контролирует, направляет деятельность семьи, помогает в решении сложных проблем, но никогда не проявляет диктата.

В конце 1980-х гг. стране стали известны имена педагогов-новаторов: Ш. Амонашвили, И. Волкова, Е. Ильина, С. Лысенковой. Среди них представители Украины – А. Захаренко, И. Зязюн, М. Щетинин, В. Шаталов. Наследуя их идеи, тысячи учителей, руководителей учебных учреждений и органов управления образования пытались не только решать насущные проблемы, но и формировать нового человека, развивать в детях лучшие качества, раскрывать их потенциал.

В последние десятилетия XX столетия интерес к проблемам семейного воспитания возрастает. В работах Т. Алексеенко, Т. Говорун, О. Злочевского, И. Зязюна, В. Постового, А. Савченко, О. Сухомлинской и др. разрабатываются новые методы работы учителей с родителями, пересматриваются системы педагогического обучения, предлагаются нестандартные подходы к работе с «трудными семьями». В этот период публикуются работы М. Стельмаховича, в которых обобщаются копившиеся на протяжении многих веков знания, опыт, традиции, обряды, способствующие развитию, сохранению крепкой, здоровой семьи.

Всё это не могло не отразиться на педагогическом мировоззрении А. А. Захаренко. Он приходит к мысли, что в школе ученику должно быть уютно, как в родительском доме, где о нём заботятся и ему помогают. Больше того, педагог реализует эту мысль на практике. Принцип «семья находится под контролем школы» в работе педколлектива Сахновской школы сменяется пониманием необходимости содружества: «Воспитание невозможно без тесного содружества школы и семьи. Поэтому наш педагогический коллектив максимально содействует их совместной работе» [7, с. 14].

Принципиальность академика А.А.Захаренко как теоретика, его практическая деятельность в области проблем семейного воспитания не всегда были понятны руководящим кругам страны и науки. Его критиковали за то, что он возложил на семью основную функцию воспитания гуманного, уважительного отношения к человеку (родителям, родственникам, соседям, односельчанам, гражданам страны), но педагог-новатор был убеждён в своей правоте. Теоретически обосновывая и практически реализуя свои представления о приоритетности семейного воспитания в системе образования, он вёл широко просветительскую работу среди родителей, учителей, учёных, общественности через средства массовой информации, как депутат многих созывов местных советов, как депутат Верховного Совета и Народный депутат СССР.

А. А. Захаренко сформировал модель семейного воспитания как целенаправленной совместной деятельности школы, семьи и общественности. Эти идеи актуальны и в условиях современности, станут полезными учителям, родителям, всем, кто не безразличен к проблемам воспитания.

С. А. Захаренко
Педагогика. – 2007. – № 6

Как я озимый чеснок сажала

посадка озимого чеснокаВ замечательной книге «Дневники умного дачника», написанной Курдюмовым в соавторстве с Казариным, в главе «Чесночочек-чесночок» я узнала о способе двойной посадки чеснока. Огород у меня очень маленький, и всякие хитрости получения большего урожая с маленькой площади никогда не проходят мимо. Но что-то мне мало верилось в способ двойной посадки. Может, площадь сэкономишь, да получишь мелкий чеснок. «Проверю!» – решила я и составила план опыта.

Эксперимент номер один: посажу чеснок по схеме – ряд двойной посадки озимого чеснока, два ряда одинарной.

Эксперимент номер два: посажу чеснок в разные сроки – 20 августа, 20 сентября и 20 октября.

Эксперимент номер три: расположенные горизонтально рядки делим вертикально пополам и одну часть поливаем ЭМ-А, а другую поливаем простой водой.

Посмотрим на качество и количество урожая. Узнать больше

Осень: время ли приобретать плодовые саженцы?

Осень: время ли приобретать плодовые саженцы?– Сейчас всё больше питомников предлагают купить плодовые саженцы осенью. Мы привыкли сажать сады весной. Подскажите, когда сажать лучше?

Плодовые деревья и кустарники сажают и весной, и осенью. На время посадки могут повлиять несколько факторов.

Многие не любят работать осенью, когда сыро, холодно и грязно. И с удовольствием переносят посадки на весну.

Весной, когда просыпается природа и всё вокруг оживает, саженцы, конечно, сажать приятнее. И с трепетом наблюдать, как они приживаются, распускают свои почки и наращивают новые побеги.

В биологии развития растений есть определённые нюансы, исходя из которых, я лично предпочитаю осеннюю посадку. Узнать больше

Ягодный сезон

Ягодный сезонЗдравствуйте, дорогие читатели газеты «к Земле с любовью!»

В этом письме решила поднять тему ягодников. Собираюсь написать по этой теме с самого начала лета, да только сейчас, собирая для варенья ежевику, решила, что точно пора.

Так хочется после долгой зимы угоститься вкусными витаминками. Где их можно взять? Конечно же, в ягодке.

Я опишу, какие ягоды есть у нас на участке. Возможно, вы, дорогие читатели, дополните мой перечень полезных и вкусных ягод, написав своё письмо в газету.

Так вот… Первая весенняя ягода, которую мы все с нетерпением ждём, – жимолость. Ароматная, кисло-сладкая, фиолетовая ягодка поспевает уже в середине мая! Спеет она постепенно, поэтому всегда можно найти на кустике, чем полакомиться. Но с жимолостью главное – успеть её собрать. Как только она поспевает, она прямо падает сама в руки. Чуть опоздаешь, и она уже лежит на земле, тогда и собирать её сложнее, и вид не тот… У нас кустики ещё небольшие, самым «взрослым» по 5 лет, но и этого достаточно, чтобы вся семья вдоволь насытилась первыми вкусными витаминками. В этом году мне даже удалось собрать немного для сыренья. Для плодоношения нужны как минимум два куста жимолости. Узнать больше

О земледелии

о земледелииНикогда со времени своего исторического прошлого человек не обходился без земледелия, как сферы своей деятельности. В каждый свой исторический период эта деятельность была весомой, поскольку продукты, или результаты этой работы, составляли основу выживания и воспроизведения вида. Человек придумывал различные формы организации общественно-политического строя, а отношение к земледелию оставалось неизменным во все исторические времена – обработка земли, посев, уход за растениями, уборка. Предметом применения земледельческих навыков остаётся земля с её природными и приобретёнными характеристиками. И поэтому работа земледельца первична в сфере создания стоимости и весь общественный продукт должен оцениваться через призму оценки его труда. Узнать больше

Дело – в принципе, или принципы природного земледелия

дело - в принципеДорогие читатели, для того, чтобы понимать друг друга, нам пригодятся термины:

Экосистема – сложная самоорганизующаяся, саморегулирующаяся и саморазвивающаяся система. Основной характеристикой экосистемы является наличие относительно замкнутых, стабильных в пространстве и времени круговоротов вещества и потоков энергии.

Парадигма – картина мира, идеал, образец для подражания, базовые понятия.

А теперь посмотрите внимательно на свой садовый участок и скажите, является ли он ЭКОСИСТЕМОЙ? Скорее всего, нет. Потому что в нём нет трёх «само»: организует, регулирует и развивает садовый участок человек – хозяин участка и члены его семьи. Если человек перестанет регулировать условия и поддерживать характеристики на одном уровне, достаточно быстро такая система разрушится. Не выполняется ещё один показатель – не формируются самостоятельные замкнутые циклы вещества и энергии, например, круговорот воды, углекислого газа, органического вещества. Садовый участок является лишь частью большей системы – садового товарищества и окружающего его природного ландшафта – леса, луга, степи, гор и т.д. Такие системы называют сообществами более низкого ранга, или микрокосмами.

Слышу возмущение садоводов – как можно создать идеальную экосистему на 3-х, 5-ти или даже 15-ти сотках? Соглашусь с вами, наверное, невозможно, но можно снизить нагрузку на человека по организации, регулированию и развитию садового участка.

Как это сделать? Нужно поменять парадигму. Сравните:

Парадигмой традиционного земледелия являются следующие принципы:

1. Землю нужно копать или пахать.
2. С сорняками нужно бороться, желательно с помощью гербицидов. Земля должна быть чистой (чёрной).

3. Болезни и вредители – зло, которое уничтожается ядохимикатами.

4. Действует Закон убывающего плодородия: плодородие земли неуклонно снижается.

5. Растения не могут самостоятельно питаться, накормить их может только человек, используя минеральные удобрения.

Парадигма или принципы природного земледелия:

1. Чем меньше землю беспокоим, тем она рыхлее.
2. Верни земле 90% того, что на ней выросло, – плодородие будет неуклонно расти.

3. Возбудители болезней и вредители – санитары моего участка, мои помощники в селекционной работе, а также звенья пищевых цепочек, участники циклов вещества и энергии.

4. На моих грядках нет сорняков, а есть сидераты, которые рыхлят и удобряют грядки.

5. Растения живут в содружестве с другими растениями, микроорганизмами, грибами, птицами, животными, обеспечивая друг друга питанием, водой, энергией, участвуя в циклах вещества и энергии.

6. Человек наблюдает за природой, учится у неё и создаёт условия для эффективного взаимодействия всех участников процесса по выращиванию урожая для себя любимого.

Борьба с вредителями в традиционном случае:

1. Растения высаживаются монокультурами, это привлекает вредителей.
2. Не допускается наличие некоторого числа вредителей.

3. Нет места для обитания хищников. В результате бороться с вредителями некому, кроме самого человека. Он вынужден применять ядохимикаты. Теряется качество выращенных продуктов, а следующее поколение вредителей рождается более устойчивым к ядам.

Контроль вредителей на участке по природному типу:

1. Растения посажены смешано, поэтому не привлекают массово травоядных насекомых извне.
2. Создаются условия для обитания хищников, которые контролируют травоядных.

3. Некоторое число травоядных просто необходимо для того, чтобы хищники могли жить на участке и выполнять свою работу.

И что удивительно – каждая парадигма рабочая, каждая имеет своих приверженцев. Только в первом варианте вся нагрузка лежит на человеке, а во втором – всё работает само.

А причём здесь разнообразие живых организмов? В том, что чем больше различных организмов взаимодействует, тем устойчивее экосистема при воздействии внешних факторов (жары, засухи, заморозков, наводнений, повышенной влажности, необдуманных человеческих поступков) и тем меньше она зависит от человека. Чем длиннее пищевые цепочки, чем больше количество взаимосвязей, чем ближе локоть соседа, тем крепче оборона, тем веселее противостоять различным катаклизмам, нашествиям вредителей, например. Так что если вы не боитесь новых знаний, не боитесь выглядеть белой вороной, то меняйте парадигму – и в путь!

Рябов Андрей, руководитель
Ижевского центра «Сияние»,

Газета «Природное Земледелие»

Почему люди поют: Природа пения

природа пенияОт рождения до смерти люди поют, как правило, совершенно не задумываясь, почему они это делают. Даже если, как говорится, нет ни слуха, ни голоса, всё равно поют: втихомолку или же «от души», испытывая терпение домочадцев. Младенцы поют, пробуя голос ещё до того, как научились говорить. А я видела в Архангельской области старушку ста девяти лет от роду, которая уже перестала ходить, почти разучилась говорить и не помнила ничего, кроме песен, которые пела в молодости. А пела она, как соловушка.

Между словом и воем.

Иногда мы поём, совершенно не желая этого, в неподходящем месте, в неподходящее время, бесконечное количество раз повторяя надоедливый мотив. Иногда мы в упоении поём на языке, которого не знаем, и это занятие почему-то не кажется нам бессмысленным. Узнать больше

Быть ближе к природе

быть ближе к природе 1Вопрос о борьбе с вредителями в рамках природного земледелия наиболее трудный для понимания огородниками и садоводами, которые привыкли к традиционной агротехнике. Трудный он не потому, что всё очень сложно, а совсем наоборот. Вся стратегия защиты культур в природном земледелии сводится к полному отказу от борьбы с вредителями. Вот этого чаще всего и не могут принять садоводы. Как так не бороться? И, тем не менее, этот принцип работает.

Могу с полной ответственностью заявить об этом, исходя из своего собственного опыта. Есть более яркие примеры из опыта садоводов, на участках которых проблема вредителей совсем не стоит. Таких немало. Самые известные из них – Замяткин Иван Парфентьевич из Красноярского края и Александр Иванович Кузнецов с Алтая. На участках этих людей создан биоценоз – природное равновесие, при котором количество вредителей и болезней регулирует сама система без вмешательства человека. Узнать больше

Органическое удобрение — Биогумус

органическое удобрение - биогумусДобрый день, Друзья! Давайте знакомиться. Меня зовут Запорожец Игорь. Я человек, который вот уже больше 10 лет занимается разведением червей, переработкой органических отходов и производством органического удобрения биогумус (вермикомпост). И сегодня я хочу поговорить с Вами о преимуществах этого удобрения.

Всё больше людей сейчас понимают, что продукты питания должны быть экологически чистыми. Ведь человек питается живой пищей растительного и животного происхождения. Если она здоровая, сбалансированная, экологически чистая, то Вы насыщаетесь не только пищей, но и биологически активными веществами, помогающими противостоять негативному воздействию нарушенной экологии. Таким образом, получили круг с положительной обратной связью – культивируя биологическое земледелие, восстанавливаем нами же нарушенную окружающую среду, а потребляя продукты этого земледелия, защищаемся от последствий неразумного отношения к этой среде. На удобренной биогумусом почве вы не только сможете вырастить такую чистую продукцию, но и увеличить урожайность участка в 2, 3 и более раз. На Западе овощи, выращенные на биогумусе, стоят намного дороже, чем полученные на навозе или минеральных удобрениях. Узнать больше

В хорошем настроении

в хорошем настроенииЗдравствуйте, уважаемая редакция «к Земле с любовью!»

Вот уже четыре дня, как в нашем селе нет дождя. На душе стало веселее, поднялось настроение, и я решил взяться за ручку. Да, погода в мае нас не порадовала. За свою не короткую жизнь (мне пошёл уже 77 год) такого мая я не помню. Ничего не поделаешь, это такой «дар природы». Не нужно отчаиваться, надо смириться с такой ситуацией. Перед тем, как что-то сажать, нужно хорошо обдумать, в каком направлении делать канавки. Я картофель высаживаю так, чтобы рядки были с наклоном, тогда вода не будет задерживаться в междурядьях. Если такой возможности нет, то картофель сажаем гребневым способом. Сразу, как только картофель положили в канавки, нагребаем гребень высотой 20 см. Здесь мы имеем две выгоды. Первая – двадцатисантиметровый слой почвы замедляет появление всходов и будет формироваться сильная корневая система, а это залог высокого урожая. Если у нас всходы появились через 7-10 дней, корневая система не успела сформироваться, будет недобор урожая. Во-вторых – при формировании высокого гребня ров будет ниже посаженной картошки, и вода будет в канавке. Узнать больше

Обратный звонок